Построение аккордов на гитаре

Содержание

Аккорды в музыке. виды и типы аккордов

В противовес конкордам (интервальным комплексам из трёх и более разновысотных звуков, с возможными октавными дублировками), которые господствовали в полифонической музыке Средних веков и Возрождения, аккорд представляет собой цельную единицу звуковысотной вертикали, воспринимаемую, по определению К. Дальхауза, как «непосредственная данность» (нем. unmittelbar gegebene Einheit).

Монолитность аккорда поддерживается взаимодействием и взаимозависимостью разнофункциональных составляющих его элементов. Это, можно сказать, внутриаккордовая функциональность различных по смысловому (логическому) значению тонов. Совокупность и взаимодействие различных внутриаккордовых функций придают внутреннюю жизнь аккорду, составляют основу богатства его гармонической экспрессии. В аккордах классико-романтической гармонии различимы следующие внутриаккордовые функции:

  1. — основной тон — «корень» аккорда;
  2. — аккордовые консонансы — квинта и терция от основного тона;
  3. — аккордовые диссонансы — включая альтерацию;
  4. — побочные тоны — (также органные пункты, педали и т. п.).

Для аккорда существенны неаккордовые звуки (линейные неустои), а также родственные хроматическим проходящим альтерации. Не входя в состав аккорда, они не обретают внутриаккордовых функций, но, соотносясь с аккордом, могут давать

  1. — внеаккордовые функции (задержания, проходящие и прочие линейные неустои; в старинной теории они назывались одним словом «тра́нзиты»).

Аппликатуры аккорда A

На схеме струны расположены сверху вниз с шестой по первую. Римские цифры над схемой — номера ладов. Арабские цифры в кружках на струнах — указание пальцев:

  1. указательный
  2. средний
  3. безымянный
  4. мизинец

Аппликатура аккорда A на 2 ладу

X (Струна не играется)

Как зажать аккорд A на 2 ладу:

  • Струны 1 и 5 остаются открытыми.
  • Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается указательным пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.

Аппликатура аккорда A на 5 ладу

Как зажать аккорд A на 5 ладу:

  • Струны 1, 2 и 6 зажимаются указательным пальцем на 5-ом ладу приемом баррэ.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 6-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается мизинцем на 7-ом ладу.
  • Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 7-ом ладу.

Аппликатура аккорда A на 7 ладу

X (Струна не играется)

X (Струна не играется)

Как зажать аккорд A на 7 ладу:

  • Струна 1 зажимается безымянным пальцем на 9-ом ладу.
  • Струна 2 зажимается мизинцем на 10-ом ладу.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 9-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается указательным пальцем на 7-ом ладу.
  • Струны 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.

Аппликатура аккорда A на 9 ладу

X (Струна не играется)

X (Струна не играется)

Как зажать аккорд A на 9 ладу:

  • Струны 1 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.
  • Струна 2 зажимается средним пальцем на 10-ом ладу.
  • Струна 3 зажимается указательным пальцем на 9-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается безымянным пальцем на 11-ом ладу.
  • Струна 5 зажимается мизинцем на 12-ом ладу.

Аппликатура аккорда A на 12 ладу

X (Струна не играется)

X (Струна не играется)

Как зажать аккорд A на 12 ладу:

  • Струны 1 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.
  • Струны 2, 3 и 4 зажимаются безымянным пальцем на 14-ом ладу приемом баррэ. Такой прием взятия аккорда требует подготовки и гибкости безымянного пальца, поэтому этот аккорд можно взять зажав указательным пальцем 2, 3 и 4 струны приемом баррэ, а остальные струны зажать средним пальцем, безымянным и мизинцем.
  • Струна 5 зажимается указательным пальцем на 12-ом ладу.

Аппликатуры аккордов:

Аккорды от ноты B:

  • B (H)
  • Bm (Hm)
  • B+ (H+)
  • Bdim (Hdim)
  • B7 (H7)
  • B7+5 (H7+5)
  • Bm7 (Hm7)
  • Bm7+ (Hm7+)
  • Bm7-5 (Hm7-5)
  • Bdim7 (Hdim7)
  • B6 (H6)
  • Bm6 (Hm6)
  • B7-5 (H7-5)
  • B6/9 (H6/9)
  • B9 (H9)
  • B7-9 (H7-9)
  • Bmaj9 (Hmaj9)
  • B11 (H11)
  • Bm11 (Hm11)
  • B13 (H13)
  • Bmaj13 (Hmaj13)
  • Bsus (Hsus)
  • Bm6/9 (Hm6/9)
  • B5 (H5)
  • B7+9 (H7+9)
  • B7+11 (H7+11)
  • B7-5(+9) (H7-5(+9))
  • B7sus4 (H7sus4)
  • B9-5 (H9-5)
  • B9+11 (H9+11)
  • B9sus4 (H9sus4)
  • B13-9 (H13-9)
  • B13sus4 (H13sus4)
  • Badd9 (Hadd9)
  • Bm-6 (Hm-6)
  • Bm9 (Hm9)
  • Bm9-5 (Hm9-5)
  • Bm9+7 (Hm9+7)
  • Bm13 (Hm13)
  • Bm(add9) (Hm(add9))
  • Bmaj7 (Hmaj7)
  • Bmaj7-5 (Hmaj7-5)
  • Bmaj7+11 (Hmaj7+11)
  • Bsus2 (Hsus2)
  • B+7+9 (H+7+9)
  • B+7-9 (H+7-9)
  • B+9 (H+9)

Два свойства аккорда – структура и функция

Любой аккорд можно рассматривать двояко. Во-первых, можно построить его от звука и рассматривать структурно, то есть по интервальному составу. Этот структурный принцип как раз таки и отражён в уникальном названии аккорда –мажорное трезвучие, большой минорный септаккорд, минорный квартсекстаккорд и т.д.

По названию мы понимаем, как нам построить тот или иной аккорд от заданного звука и каково будет «внутреннее наполнение» данного аккорда. И, заметьте, ничто не мешает нам построить любой аккорд от любого звука.

Во-вторых, аккорды можно рассматривать на ступенях мажорного или минорного лада. В этом случае на образование аккордов оказывают большое влияние вид лада, знаки тональностей.

Так, например, в мажорном ладу (пусть будет До мажор) мажорные трезвучия получаются только на трёх ступенях – первой, четвёртой и пятой. На остальных ступенях возможно построение только лишь минорных или уменьшённого трезвучия.

Аккорды в музыке. виды и типы аккордов

Аналогично в миноре (для примера возьмём до минор) – минорные трезвучия также будут находиться только на первой, четвёртой и пятой ступенях, на остальных же можно будет получить либо мажорные, либо уменьшённое.

Аккорды в музыке. виды и типы аккордов

В том, что на ступенях мажора или минора можно получить только определённые виды аккордов, а не любые (без ограничений) состоит первая особенность «жизни» аккордов в условиях лада.

Другая особенность заключается в том, что аккорды приобретают функцию (то есть определённую роль, значение) и ещё одно дополнительное обозначение. Всё зависит от того, на какой именно ступени аккорд построен. Например, трезвучия и септаккорды, построенные на первой ступени, будут называться трезвучиями или септаккордами первой ступени или тоническими трезвучиями (тоническими септаккордами), так как они будут представлять «тонические силы», то есть будут относиться к первой ступени.

Трезвучия и септаккорды, построенные на пятой ступени, которая именуется доминантой, будут называться доминантовыми (доминантовое трезвучие, доминантсептаккорд). На четвертой ступени строятся субдоминантовые трезвучия и септаккорды.

Это второе свойство аккордов, то есть умение выполнять какую-то функцию, можно сравнить с ролью игрока в какой-нибудь спортивной команде, например, в футбольной. Все спортсмены в команде – футболисты, но одни поставлены вратарями, другие – защитниками или полузащитниками, а третьи – нападающими, и каждый выполняет только свою, строго определённую задачу.

Аккорды в музыке. виды и типы аккордов

Функции аккордов не следует путать со структурными названиями. Например, доминантсептаккорд в ладу по своему строению является малым мажорным септаккордом, а септаккорд второй ступени – малым минорным септаккордом. Но это совсем не значит, что любой малый мажорный септаккорд можно приравнять доминантсептаккорду. И это также не значит, что в роли доминантового септаккорда не может выступить какой-нибудь другой по структуре аккорд – например малый минорный или большой увеличенный.

Итак, в сегодняшнем выпуске мы рассмотрели основные типы сложных музыкальных созвучий – аккордов и кластеров, затронули вопросы их классификации (аккорды с терцовой и нетерцовой структурой), описали обращения и выявили две главные стороны аккорда – структурную и функциональную. В следующих выпусках мы продолжим изучать аккорды, подробнее рассмотрим виды трезвучий и септаккордов, а также самые основные их проявления в ладу. Следите за обновлениями!

Музыкальная пауза! За роялем — Денис Мацуев.

Ян Сибелиус — Этюд ля минор соч. 76 № 2.

Кластеры или секундовые гроздья

До сих пор мы упоминали только те созвучия, которые состоят из консонансов разного рода – терций, кварт и квинт. Но созвучия можно строить и из интервалов-диссонансов, в том числе и из секунд.

Аккорды в музыке. виды и типы аккордов

Из секунд образуются так называемые кластеры. Иногда их также называют секундовыми гроздьями (их графическое изображение очень напоминает гроздь каких-нибудь ягод – например, рябиновых или винограда).

Нередко кластеры обозначаются в нотах не в виде «нотных россыпей», а как закрашенные или пустые прямоугольники, располагаемые на нотном стане. Их следует понимать следующим образом: играются все ноты (белые или чёрные клавиши фортепиано в зависимости от цвета кластера, иногда и те, и другие) в пределах границ этого прямоугольника.

Читать статью  Виды дешевых материалов для строительства дома своими руками: Обзор самых бюджетных и расчёт стоимости Видео

Пример подобных кластеров можно увидеть в фортепианной пьесе «Праздничная» российского композитора Лейлы Исмагиловой.

Аккорды в музыке. виды и типы аккордов

Кластеры, как правило, не относят к аккордам. Причина на то следующая. Оказывается, в любом аккорде должны хорошо прослушиваться отдельные звуки его составляющие. Любой такой звук можно в любой момент звучания выделить слухом и, например, пропеть, остальные звуки, составляющие аккорд, при этом нам не будут мешать. В кластерах же – иначе, потому что все их звуки сливаются в единое красочное пятно, и отдельно расслышать какой-либо из них не представляется возможным.

Что такое аккорды на гитаре?

Что же такое «аккорд» на гитаре и в музыке в целом? Если совсем просто, то определение будет таким: аккорд — это три одновременно звучащие ноты с определённым интервалом между собой. Сыгранные вместе они образуют музыкальный аккорд — он же аккорд гитарный.

В гитарном аккорде может быть более трёх нот и они могут быть достаточно сложными для новичка, но об этом чуть позже.

Сыгранные 6 открытых струн(то есть, если левую руку вообще не использовать) тоже будут составлять гитарный аккорд, не смотря на то, что нот аж целых шесть, сыграть такой гитарный аккорд не составит никакого труда ни только начинающему гитаристу, но и человеку абсолютно далёкому от музицирования.

Аккорды — что такое?

Аккордом называется сочетание звуков, произведенных одновременно. Такая конструкция получается при помощи интервалов. Интервал обозначает расстояние между звуками (тон, полутон, четверть тона и т.д.). В зависимости от количества тонов и полутонов ему присваивается определенное название (прима, тон, терция, кварта и т.д.). Аккорд состоит из 3, 4 или 5 звуков.

Строение аккорда подчиняется следующему закону:

  • к нижнему звуку («до») присоединяется определенный интервал (к примеру — терция);
  • затем к ним добавляется еще один звук — квинта;
  • к имеющимся нотам присоединяется четвертая интонация – септима.

В результате получился септаккорд из четырех нот. Игра на гитаре требует знания основных музыкальных конструкций. Стоит определиться с тем, аккорды — что такое и как ими пользоваться?

Примечания

  1. См., например: Холопов Ю. Н. Аккордика // Гармония. Практический курс. Ч.2: Гармония XX века. М., 2005, сс.38-92
  2. Подобное определение впервые дал И. Г. Вальтер в 1732 году.
  3. Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч.1. М., 1924, с.14; Аналогичным образом определяет нетерцовое сочетание тонов Н. А. Римский-Корсаков. См.: Практический учебник гармонии. 16-е изд. М., 1937, с.9.
  4. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Л., 1937, с.19 .
  5. Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. М.: Музыка, 1989, с.80.
  6. «Durch Alteration werden die Quartenakkorde zu noch nie gehörten Harmonien, die frei von jeder tonalen Beziehungen sind» (1912). Цит. по: Quarte // Riemann Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967, S.763.
  7. Холопов Ю. Н. Квартаккорд // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.243.
  8. Нетерцовые аккорды. Кварто-квинтовые созвучия // Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. Ч.2. М., 2005, с.49-52.
  9. Эрик Сати, Юрий Ханон. «Воспоминания задним числом». — СПб. : Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8.
  10. Филенко Г. «Французская музыка первой половины XX века». — Л. : Музыка, 1983. — С. 55. — 232 с.
  11. Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entestehung der harmonischen Tonalität. Kassel, Basel u.a.O., 1968, SS. 57, 256 et passim.

Разновидности трезвучий, септаккордов и нонаккордов

Классические аккорды имеют множество разновидностей. Трезвучий всего четыре вида, септаккордов – 16, но в практике закрепились лишь 7, вариантов нонаккордов может быть ещё больше (64), но те, которые из них употребляются постоянно, снова могут быть пересчитаны по пальцам (4-5).

Подробному рассмотрению видов трезвучий и септаккордов мы посвятим отдельные выпуски в будущем, сейчас же дадим им лишь самую краткую характеристику.

Но сначала, нужно понять, почему вообще существуют различные виды аккордов? Как мы уже отмечали ранее, в качестве «строительного материала» для аккордов выступают музыкальные интервалы. Это своеобразные кирпичики, из которых затем получается «здание аккорда».

Но вы также помните, что интервалы также имеют множество разновидностей, они могут быть широкими или узкими, а кроме того чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и т.д. Облик интервала-кирпичика зависит от его качественной и количественной величины. И от того, из каких интервалов мы строим (а можно строить аккорды из интервалов как одинаковых, так и различных), зависит, какой вид аккорда, в конечном счёте, у нас выйдет.

Итак, трезвучие имеет 4 вида. Оно может быть большим (или мажорным), малым (или минорным), уменьшённым или увеличенным.

Аккорды в музыке. виды и типы аккордов

  1. Большое (мажорное) трезвучие обозначается заглавной буквой Б с прибавлением чисел 5 и 3 (Б53). Состоит оно из большой и малой терции, именно в таком порядке: сначала внизу большая терция, а над ней надстраивается малая.
  2. Малое (минорное) трезвучие обозначается заглавной буквой М с прибавлением тех же чисел (М53). Малое трезвучие, наоборот, начинается с малой терции, к которой сверху добавляется большая.
  3. Увеличенное трезвучие получается путём соединения двух больших терций, сокращённо обозначается так – Ув.53.
  4. Уменьшённое трезвучие образуется путём сцепления двух малых терций, его обозначение такое – Ум.53.

На следующем примере вы можете видеть все перечисленные виды трезвучий, построенные от нот «ми» и «фа»:

Аккорды в музыке. виды и типы аккордов

Септаккордов есть семь основных видов (7 из 16). Их названия складываются из двух элементов: первый – это вид септимы между крайними звуками (она может быть большой, малой, уменьшённой или увеличенной); второй – вид трезвучия, которое находится в основании септаккорда (то есть вид трезвучия, которое образуется из трёх нижних звуков).

Например, название «малый мажорный септаккорд» нужно понимать так: у этого септаккорда септима между басом и верхним звуком малая, а внутри него находится мажорное трезвучие.

Итак, 7 основных видов септаккордов можно легко запомнить так – три из них будут большими, три – малыми, а один – уменьшённым:

Аккорды в музыке. виды и типы аккордов

  1. Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
  2. Большой минорный септаккорд – большая септима по краям + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
  3. Большой увеличенный септаккорд – большая септима между крайними звуками + увеличенное трезвучие образуют три нижних звука от баса (Б.ув.7);
  4. Малый мажорный септаккорд – малая септима по краям + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7);
  5. Малый минорный септаккорд – малая септима образована крайними звуками + из трёх нижних тонов получается минорное трезвучие (М.мин.7);
  6. Малый уменьшённый септаккорд – септима малая + трезвучие внутри уменьшённое (М.ум.7);
  7. Уменьшённый септаккорд – септима между басом и верхним звуком уменьшённая + трезвучие внутри тоже уменьшённое (Ум.7).

Нотный пример демонстрирует перечисленные виды септаккордов, построенные от звуков «ре» и «соль»:

Аккорды в музыке. виды и типы аккордов

Что касается нонаккордов, то их нужно научиться различать, главным образом, по их ноне. Как правило, применяются нонаккорды только с малой или с большой ноной. Внутри нонаккорда, конечно, требуется уметь различать и вид септимы, и вид трезвучия.

Среди часто встречающихся нонаккордов можно назвать следующие (всего пять штук):

  • Большой мажорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и мажорным трезвучием (Б.маж.9);
  • Большой минорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и минорным трезвучием (Б.мин.9);
  • Большой увеличенный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и увеличенным трезвучием (Б.ув.9);
  • Малый мажорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и мажорным трезвучием (М.маж.9);
  • Малый минорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и минорным трезвучием (М.мин.9).

В следующем нотном примере эти нонаккорды построены от звуков «до» и «ре»:

Построение аккордов на гитаре

Представляю вам полное руководство по построению аккордов на гитаре, которое избавит вас от бессмысленного запоминания аккордов и поможет научиться мыслить в более музыкальном стиле. Прочитав данный гайд, вы получите знания о том, как строить аккорды, что значат их названия и как аккорды связаны друг с другом.

Почему полезно знать о том, как строить аккорды?

Если вы когда-либо импровизировали, то вы вероятнее всего изучали шаблоны пентатоники, диатонических ладов и других гамм. Вообще это очень круто, когда вы можете импровизировать под популярные аккордовые последовательности или любимые песни. Шаблоны позволяют вам с легкостью импровизировать особо не вникая в сами аккорды, так как играя их, вы практические всегда попадаете в тональность.

К сожалению, а может быть и к счастью, для любого гитариста наступает момент, когда он начинает замечать, что играя например блюзовую пентатонику он играет одно и тоже, звуча при этом практически неизменно. В определённый момент вам попросту надоедает это однообразное звучание и у вас появляется желание добавить новых красок в свою игру.

Изучив аккордовую теорию, вы будите способны определить и сыграть аккордовые звуки, при этом мысля в более музыкальном ключе. Вам не придётся просто сидеть и учить ноты, вы должны будите овладеть ими, понять определённые правила и заставить их работать на вас. Данный пост охватывает всё, что вам необходимо знать о построении аккордов на гитаре, вместе с моими практическими советами.

Прошу заметить, что данный урок требует знание и понимание музыкальных интервалов, и натурального мажорного лада. Всё это используется для разъяснения основных принципов построения аккордов.

Три типа аккордов

По практическим соображениям существует 3 типа аккордов, которые вы должны знать:

Трезвучия

Трезвучие — это аккорд, который состоит из 3 нот. Трезвучия бывают:

  • Мажорными (major)
  • Минорными (minor)
  • Уменьшенными (diminished)
  • Увеличенными (augmented)
Читать статью  Строительные материалы в Омске

Хотя трезвучия состоят всего из 3 нот, вы можете дублировать их, тем самым придавая аккорду более объёмный звук. Все аккордовые формы СAGED используют дублированные ноты.

Септаккорды

Септаккорды — это аккорды, которые состоят из 4 нот. Септаккорды состоят из мажорного или минорного трезвучия, к которому добавляется септима (7 ступень). Наиболее распространёнными септаккордами можно считать:

  • Мажор септаккорд (major 7)
  • Минор септаккорд (minor 7)
  • Доминантсептаккорд (dominan 7)

Расширенные аккорды

Расширенные аккорды — это аккорды, которые состоят из мажорного или минорного трезвучия, септимы и дополнительных тонов: 9, 11 и 13.

2 способа научиться строить аккорды

Есть два основных способа, с помощью которых люди строят аккорды. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Метод 1: Формула + мажорный лад

Если вы знаете и понимаете мажорный лад, то с данным методом не должно возникнуть проблем.

  1. Выбираем тонику (например нота C).
  2. Строим мажорный лад от этой ноты: C-D-E-F-G-A-C.
  3. Применяем формулу для аккорда, которая будет приведена ниже.

Например, вы хотите построить аккорд C (До-мажор). Нам необходимо взять 1-3-5 ступени мажорного лада . После этого мы получаем 1, 3 и 5 ноты мажорного лада и можем построить аккорд. Таким образом, аккорд C состоит из нот C-E-G.

В некоторых формулах может быть модифицирована одна из ступеней аккорда. Например, чтобы построить аккорд Cm, мы должны воспользоваться вот такой формулой: 1-♭3-5. Аккорд Cm состоит из следующих нот: C-E♭-G.

Как я уже говорил, аккорд может дублировать ноты. Например аккорд C в открытой позиции дублирует тонику (C) на 2 струне и 2 ступень (E) на 1 струне.

Как вы знаете, мажорный лад имеет всего 7 нот и вы могли бы задать вопросом: «Как мы можем построить расширенные аккорды, которые включаю в себя 9, 11 или 13 ступени, если нот всего 7?». Всё очень просто, названия нот дублируются через октаву: C-D-E-F-G-A-B-C-D-E-F-G-A-B.

1234567891011121314
CDEFGABCDEFGAB

Метод 2: Интервалы

Аккорды могут быть построены с помощью формул интервалов. Все эти формулы я приведу немного ниже. Если вам нужно освежить память, то я вам советую посмотреть мой урок о музыкальных интервалах.

По отношению к тонике

Если вы захотите построить скажем аккорд Cmaj7 с использованием интервалов, то вам нужно будет придерживаться следующей формуле:

тоника-большая терция-чистая квинта-большая септима

То есть с точки зрения нот, вам нужно будет зажать следующие ноты: C-E-G-C. В отличи от первого способа, где нужно ориентироваться по ступеням конкретного лада, здесь вы ориентируетесь с помощью музыкальных интервалов и их аппликатур.

По отношению к предыдущей ноте

Иногда интервалы указываются по отношению к предыдущей ноте, потому-что аккорды (как правило) состоят из мажорных или минорных терций. Для аккорда Cmaj7 можно составить следующую формулу:

мажорная терция-минорная терция-мажорная терция

То есть с точки зрения нот, ван нужно будет зажать те же самые ноты: C (тоника)-E (мажорная терция от тоники)-G (минорная терция от мажорной терции)-B (мажорная терция от минорной терции).

Формулы аккордов

Представляю вам список с формулами для построения трезвучий, септаккордов и расширенных аккордов. Он включает около 90% аккордов, с которыми вы столкнётесь в реальной жизни. Остальные вы сможете наработать самостоятельно, изучая тонкости построения аккордов.

Формулы для построения трезвучий

Большинство трезвучий строятся из 1 ступени (тоники), 3 ступени (пониженной если это минорный аккорд или повышенной если это мажорный) и 5 ступени. Для аккордов с задержанием, вместо 3 ступень заменяется на 2 или 4.

Полное названиеСокращённое название (например от тоники C)ФормулаИнтервальная формулаАудио
Major (Мажор)C1-3-5Root-M3-P5
Augmented (Увеличенный)Caug1-3-♯5Root-M3-Aug5
Minor (Минор)Cm1-♭3-5Root-m3-P5
Diminished (Уменьшенный)Cdim1-♭3-♭5Root-m3-dim5
Suspended 4 (Задержанный)Csus41-4-5Root-P4-P5
Suspended 2 (Задержанный)Csus21-2-5Root-M2-P5

Формулы для построения септаккордов

Если вы посмотрели на таблицу, перед тем, как прочитали это, то вы могли заметить, что септаккорды строятся по верх трезвучий, к которым просто добавляется 7 ступень. Давайте посмотрим на формулы для построения наиболее популярных септаккордов:

Полное названиеСокращённое названиеФормулаФормула интерваловАудио
Major 7 (Мажорный септаккорд)Cmaj71-3-5-7Root-M3-P5-M7
Dominant 7 (Доминантсептаккорд)C71-3-5-♭7Root-M3-P5-m7
Minor 7 (Минорный септаккорд)Cm7I–♭3–5–♭7Root-m3-P5-m7
Minor 7♭5 (Минорный септаккорд с пониженной 5 ступенью)Cm7♭5I–♭3–♭5–♭7Root-m3-dim5-m7
Diminished 7 (Уменьшенный септаккорд)Cdim7I–♭3–♭5–♭♭7 (или 6)Root-m3-dim5-dim7

Формулы для построения расширенных аккордов

Ниже вы найдёте формулы для построение самых распространённых расширенных аккордов. Их полезность меняется от стиля к стилю. Например джаз музыканты, обычно начинают играть септаккорды и уже потом добавляют дополнительные тона. Блюзовые музыканты, чаще всего используют доминантсептаккорды с добавленной 9 ступенью. В рок и поп стилях, такие аккорды используют довольно редко.

Посмотрев на формулы вы заметите, что расширенные аккорды строятся поверх септаккордов, которые в свою очередь строятся поверх трезвучий. Мы начинаем использовать термин «расширенный», когда переходим к септаккордам с добавленной 9, 11 или 13 ступенями.

Вы так же заметите, что доминантсептаккорд с добавленной 13 ступенью состоит из 7 нот, в то время, как на гитаре всего 6 струн. На практике, некоторые из этих нот пропускаются. Давайте посмотрим на таблицу:

Полное названиеСокращённое названиеФормулаФормула интерваловАудио
Major 9Cmaj91-3-5-7-9Root-M3-P5-M7-M9
Dominant 9C91-3-5-♭7-9Root-M3-P5-m7-M9
Dominant 11C111-3-5-♭7-9-11Root-M3-P5-m7-M9-P11
Dominant 13C131-3-5-♭7-9-11-13Root-M3-P5-m7-M9-M13

Краткий обзор

  • Есть 3 основных типа аккордов: трезвучия, септаккорды и расширенные аккорды.
  • Вы можете строить аккорды, пользуясь простыми формулами, которые основаны на мажорном ладу.
  • Все аккорды строятся по терциям (мы вернёмся к этому чуть ниже).

Простые способы запомнить формулы построения аккордов

Познакомившись с теорией, теперь мы можем перейти к практической части. Давайте начнём с некоторых общих наблюдений.

Наблюдения

  • Всё аккорды (за исключением аккордов с задержанием) состоят из 1 (тоники), 3 (терции) и 5 (квинты) ступеней. Для аккордов с задержанием заменяют 3 ступень на 2 (sus2) или 4 (sus4) ступень.
  • Мы не рассматривали пауэр-аккорды, потому-что они состоят всего из 2 нот: тоники (1) и квинты (5). Пауэр-аккорд от ноты C обозначается как C5 и строится из ноты C и G.

7 правил для получения аккордовой формулы

Есть несколько полезных правил, которые вы можете использовать при построении почти любого аккорда.

Как названия аккордов связаны с 3, 5 и 7 ступенями

  1. Мажорные и доминантсептаккорды имеют в основе 3 ступень (большую терцию).
  2. Минорные и уменьшенные аккорды имеют в основе пониженную ♭3 ступень (малую терцию).
  3. Мажорные септаккорды имеют в основе 7 ступень (большую септиму).
  4. Минорные и доминантсептаккорды имеют в основе пониженную ♭7 ступень, так же как и пониженную ♭3 ступень (потому-что строятся из минорного трезвучия).
  5. Уменьшенные аккорды имеют в основе пониженную ♭5 ступень, так же как и пониженную ♭3 ступень (потому-что строятся из минорного трезвучия).
  6. Увеличенные аккорды имеют повышенную ♯5 ступень.
  7. Аккорды с задержанием заменяют 3 ступень на 2, если это sus2 или 4 ступень sus4.

7 правил в формате таблицы

Аккорд3 ступень5 ступень7 ступень
Major и Dominant3
Minor♭3
Major 77
Minor 7 и Dominant 7♭7
Diminished♭3♭5
Augmented3♯5
Sus22
Sus44

Совет: Джазовые музыканты фокусируются на 3 и 7 ступенях в аккордах. Это очень важные аккордовые ноты, который вы можете выделять когда импровизируете.

Модификаторы аккордов

Формулы приведённые выше рассматривают большинство аккордов, которые вам нужно знать. Но помимо них, есть ещё модифицированные аккорды. Следующие правила помогут вам модифицировать уже известные вам аккорды и изучить почти все оставшейся.

  • Аккорды с приставкой Add. Их особенность заключается в том, что к обычному трезвучию добавляется 9 ступень. Например, для того чтобы построить аккорд Cadd9, мы должны взять мажорное трезвучие и добавить к нему 9 ступень. Аккорд Cadd9 — это не тот же самое, что аккорд C9. Аккорд Cadd9 строится без 7 ступени, когда как у аккорда C9 она должна быть.
  • Аккорды с пропущенной нотой. Этот вид аккордов просто пропускает ноту из аккорда. В аккордах довольно часто пропускают ноты, которые создают диссонанс, но как-то по особенному их не обозначают.
  • Модифицированные ступени. Играя какие-то песни, вы можете наткнуться на аккорды с модифицированными ступенями. Например аккорд minor7♭5. Это минорный септаккорд, в котором понижена 5 ступень (квинта) на пол тона. Другой пример — это модифицированный add аккорд E7♯9. Это обыкновенный доминантсептаккорд, к которому добавлена повышенная ♯9 ступень. Обычно такой вид аккордов называют аккордом Hendrixa, в честь легендарного гитариста Jimi Hendrixa.

Краткий обзор 2

Перед тем, как мы на самом деле перейдём к практической части, давайте сделаем небольшой обзор.

  • Аккорды строятся по терциям.
  • Наиболее важными ступенями аккорда считаются: 3 и 7.
  • Добавленные, опущенные и модифицированные ноты могут быть указаны в названии аккорда.

2 практические формулы для наиболее распространённых аккордов

Давайте взглянем, как строятся популярные формы CAGED.

Формы E, A, D: R-5-R-3-(5)-R

Посмотрите на приведённые ниже аппликатуры и скажите, заметили ли вы, что все они начинаются с тоники (1), затем идёт квинта (5), дублируется тоника (1) и наконец терция (3). Данные аппликатуры соответствуют следующей формуле: R-5-R-3-(5)-R. Прошу заметить, что ноты, которые не обязательно зажимать — обозначены в круглыми скобками.

Форма A

Форма D

Форма E

Формы C и G: R-3-5-(R)-(3)-(R)

Аккордовые формы C и G так же используют тонику (1), терцию (3), квинту (5), тонику (1) и терцию (3). Данные аппликатуры строятся по следующей формуле: R-3-5-(R)-(3)-(R). Снова, необязательные ноты обозначены круглыми скобками.

Форма C

Форма G

Формируем септаккорды

Мы можем с лёгкостью модифицировать приведённые выше аппликатуры и построить на их основе септаккорды. Обычно это делается с помощью изменения дублированных нот или квинты, которую можно пропустить. Давайте взглянем на следующие аппликатуры:

Читать статью  Строительно-конструктивная игра - один из элементов развития ребенка. Цели, особенности и руководство при проведении игры

Форма C7

Форма Сmaj7

Форма Em7

Форма Emaj7

Формируем расширенные аккорды

Расширенные аккорды можно построить с помощью модифицировании дублирующих нот или сознательном исключении определённых нот. Ниже приведены аппликатуры доминантсептаккорда с добавленной 9 и 13 ступенью.

Форма C9

Форма E13

Практические правила построения аккордов

Давайте рассмотрим ещё раз то, что мы только что изучили.

2 наиболее популярные формы

Наиболее популярные формы основаны на следующих формулах:

  • R-5-R-3-(5)-(R) – используется для построения следующих аккордовых форм: E, A, и D.
  • R-3-5-(R)-(3)-(R) – используется для построения G и C форм.

Распространённые модификации для септаккордов

Для построения септаккордов, можно пользоваться следующими правилами:

  • Мы можем заменять дублированные тональные ступени (1) на септимы (7).
  • Мы можем модифицировать квинты (5) и зажимать септимы (7) вместо них.

Распространённые модификации для расширенных аккордов

Мы знаем, что мы не всегда можем зажать все ноты, которые требует теория расширенного аккорда. Мы сначала можем модифицировать дублированные ноты, но чаще всего приходится идти на выбирать исходя из следующих правил:

  • Исключаем дублирующую тонику (1) для построения 9 аккорда.
  • Исключаем квинту, чтобы построить 11 и 13 аккорды.

Движение струны к струне

В скором времени вы заметите, что следующие правила применимы почти ко всем аккордам при переходе с более низкой струны, на более высокую:

  • Тоническая (1) ступень либо спускается к терции (3), либо поднимается на квинту (5).
  • Терция (3) либо спускается к квинте (5), либо поднимается на септиму (7).
  • Квинта (5) либо спускается к септиме, либо поднимается на тонику (1).
  • Септима (7) либо спускается к тонике (1), либо поднимается на терцию (3).

Все эти правила могут быть упрощены до такого вида:

Каждый интервал спускается на следующий интервал или поднимается на тот, что идёт после него.

Практика изучения аккордовых звуков

Всё что вы изучили в этому уроке, было нацелено на то, чтобы дать вам понимание и упростить сложный материал. Несмотря на это, я дал вам очень много информации и запомнить всё это быстро у вас не получится. Для того, чтобы запомнить и усвоить данный материал, вы должны практиковаться.

Что практиковать?

Вот несколько рекомендаций:

  1. Изучите мажорные и минорные трезвучия.
  2. Изучите мажорные, минорные и доминантсептаккорды.
  3. Изучите уменьшенные трезвучия и minor 7♭5.
  4. Изучите аккорды с задержанием sus2 и sus4.
  5. Изучите расширенные аккорды.

Как практиковаться?

  1. Играйте диатоническую последовательность в наиболее популярных тональностях. Например в тональности C (До-мажор): C, Dm, Em, F, G, Am Bdim. Затем сыграйте тоже самое, но использую септаккорды: Maj7, Dm7, Em7, FMaj7, G7, Am7, Bm7♭5.
  2. Играйте диатоническую последовательность двигаясь сначала вверх на квинту (5), затем вниз на кварту (4). Например: С, G, Dm, Am, Em, Bdim, F, C. Затем тоже самое, но уже с использование септаккордов.
  3. Возьмите одну аппликатуру форм CAGED и попробуйте сыграть по всему грифу. Например сыграйте форму C, затем форму A, форму G, форму E и форму D. Если вам попалась сложная аппликатура или позиция, попробуйте выбрать другую. Обычно форму G наиболее сложно сыграть (если вы конечно не находитесь в открытой позиции).
  4. Попробуйте по импровизировать поверх аккордовой последовательности используя известные вам гаммы.
  5. Хотя я не рассматривал арпеджио в данной статье, но вы так же можете попробовать их сыграть.

Вывод

Как ни странно, но изучение построения аккордов помогло мне импровизировать лучше. Я смог понять ноты, которые я играю. Как и из каких нот строится различные типы аккордов, а это помогает понять, как их обыгрывать при импровизации.

Если вы дочитали до конца и нашли для себя что-то новое, то я очень этому рад, ведь это был огромный урок.

Задавайте вопросы в комментариях и я постараюсь на них ответить.

комментариев 8

Всё это , что вы тут написали для восприятия людям мало знающих нотную грамоту архисложно ! Вы действуете по принципу всех учителей- выучите параграф а завтра будете рассказывать . А нужен другой , более рациональный подход , как говорится — лучше один раз увидеть чем сто раз услышать . Аккордов существует масса и чтобы применить вашу теорию для построения аккорда можно сломать голову . Возьмите пример конкретный и на нём покажите как это сделать . Вот как построить аккорд С-1 или С+3 и не в одной позиции

Спасибо за комментарий. Если вы заметили, то данный гайд никак не для самый начинающих. Понятное дело, что для освоения чего-то более сложного, нужны более базовые знания. Если вы хотели, чтобы я зацикливался на каждом музыкальном термине, то это к сожалению не по адресу. Мне кажется, что каждый кто прочитает данный гайд подчеркнёт для себя что-то новое. И если человек захочет разобраться в этом, то он разберётся.

Черт , спасибо этому сайту , потому что это единственный сайт где я подробную инфу нашел и просто сформулированную. Может мне так легко понять все, что здесь объясняют, потому что я уже вижу на грифе ноты, шарю что такое минор и мажор.

Спасибо большое за такую подробную статью! Я как раз и искала информацию не просто об аккордах, а о принципах их построения. Конечно, инфа не для начинающих, как написали, но есть ведь не только те, кто выучил Am-Dm и сидит довольный)

«1. … доминантсептаккорды имеют в основе 3 ступень (большую терцию).

4. … доминантсептаккорды имеют в основе пониженную ♭7 ступень, так же как и пониженную ♭3 ступень (потому-что строятся из минорного трезвучия).»
Это как так?))

Посмотри здесь , мне тож не оч понятно , почему минорная 3 ступень
Dominant 7 Chords
We’ll look at the dominant 7 chord next. The only difference from the major 7 chord is that the dominant 7 uses a flat 7th degree note. You’ll come across dominant chords often, so just remember that whenever a chord is dominant, it will have a flat 7th degree note.

Dominant 7 Chord = I – III – V – bVII degree notes

Самое главное в одной статье — всё, что надо знать о аккордах на гитаре.
Без нот разобраться полностью не получится, но ведь практика без теории будет неполной.

Сжато и объективно про построение аккордов, автору большой респект за такой нелёгкий труд. Распечатал всю статью, по кусочкам разбираю сам и даю ученикам из гитарного кружка.

Сайт добавил в закладки, много всего полезного, особенно про импровизацию с backtrack.

Посмотрите на приведённые ниже аппликатуры и скажите, заметили ли вы, что все они начинаются с тоники (1), затем идёт квинта (3), дублируется тоника (1) и наконец терция (3). Ошибка затем идет квинта (5)

Аккорды: что такое и как ими пользоваться?

Красота мелодии создается при помощи гармоничного сочетания звуков. К примеру, если просто зажать определенные струны на гитаре и провести по струнам, гармонии в таком звуке будет немного. Перед тем как начать извлекать звуки из музыкального инструмента, стоит познакомить с миром аккордов.

аккорды что такое

Аккорды — что такое?

Аккордом называется сочетание звуков, произведенных одновременно. Такая конструкция получается при помощи интервалов. Интервал обозначает расстояние между звуками (тон, полутон, четверть тона и т.д.). В зависимости от количества тонов и полутонов ему присваивается определенное название (прима, тон, терция, кварта и т.д.). Аккорд состоит из 3, 4 или 5 звуков.

Строение аккорда подчиняется следующему закону:

  • к нижнему звуку («до») присоединяется определенный интервал (к примеру — терция);
  • затем к ним добавляется еще один звук — квинта;
  • к имеющимся нотам присоединяется четвертая интонация – септима.

В результате получился септаккорд из четырех нот. Игра на гитаре требует знания основных музыкальных конструкций. Стоит определиться с тем, аккорды — что такое и как ими пользоваться?

Виды аккордов

Все аккорды классифицируются в зависимости от количества используемых нот и интервалов между ними. По сумме интонаций различают:

  • трезвучия;
  • септаккорды;
  • квинты, кварты и др.

Трезвучия делятся на мажорные (большие), минорные (малые), увеличенные и уменьшенные. Такой является интервальная классификация.

Играть при помощи аккордов можно двумя способами. Единовременное извлечение звука называется гармоническим. Мелодическая игра отличается наличием интервалов между звуками. К примеру, перебор на гитаре является примером мелодической игры с использованием аккорда. После того как мы определились с понятием «аккорды» (что такое и какие их виды существуют), можно немного углубиться в музыкальную грамоту.

Мажорные аккорды

Мажорные аккорды звучат весело, задорно. Они состоят из основного тона (к которому прибавляются все остальные), и нот, расположенных в 4 и 7 полутонах (терция и квинта соответственно) от него.

аккорд g

К мажорным относится аккорд G. Он представляет собой одну из самых популярных музыкальных конструкций, используемых начинающими гитаристами. Он состоит из нот «соль», «си» и «ре». Зажать его на грифе достаточно просто:

  • первую струну необходимо зажать на 3-м ладу мизинцем;
  • вторую струну нужно зажать на том же ладу безымянным пальцем;
  • третья и четвертая струны оставляются открытыми;
  • пятую струну следует зажать на втором ладу указательным пальцем;
  • шестую струну необходимо зажать средним пальцем на третьем ладу.

Еще одним примером мажорных конструкций является аккорд F. Он образован нотами «фа», «ля» и «до». Зажимается аккорд следующим образом:

  • струны 1, 2 и 6 зажимаются указательным пальцем при помощи приема баррэ;
  • струну 3 необходимо зажать на втором ладу средним пальцем;
  • струну 4 следует зажать мизинцем на третьем ладу;
  • пятую струну стоит зажать на третьм ладу безымянным пальцем.

аккорд f

Существует большое количество мажорных аккордов, основанных на различных схемах, включая G и F. Также в их число входят многие конструкции типа A и C. Кроме мажорных конструкций часто применяются минорные аккорды. Что такое минор и в чем его особенности, стоит разобраться подробнее.

Минорные аккорды

Отличие минорных аккордов заключается в их печальных интонациях, грустных мотивах. Интервал между первым и вторым тоном в миноре на малую терцию меньше, чем в мажоре. Конструкция такого аккорда строится по принципу «1+3+4». При его создании от основной ноты необходимо отступить сначала 4 полутона, а затем 3.

Минорные аккорды для гитары представлены следующими конструкциями: Cm, Fm, Em, Dm, Am, Bm и Gm. В обозначении каждого их них имеется приставочная буква «m». Наиболее популярным является аккорд Ем. Он используется во многих русских песнях, исполняемых под гитару. Состоит Ем из нот «ми», «соль» и «си». Зажимается аккорд следующим образом:

  • четвертая струна зажимается безымянным пальцем на втором ладу;
  • пятая струна — на втором ладу средним пальцем.

аккорд ем

Аккорд Ем является отличается мягким звучанием и простотой распальцовки. Начинающие гитаристы используют его очень часто.

Удачное сочетание мажорных и минорных аккордов позволяет создавать привлекательные мелодии, радующие своей энергичностью и красотой. Профессиональные музыканты постоянно экспериментируют с такими сочетаниями, подбирая наилучшее звучание.

Источник https://rusinfo.info/cto-takoe-akkord

Источник https://proguitarworld.ru/postroenie-akkordov-na-gitare/

Источник https://fb.ru/article/235377/akkordyi-chto-takoe-i-kak-imi-polzovatsya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: