Уход за цветами дошкольников

Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление их с комнатными растениями

Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие.
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. У педагога есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ – это один из этапов в общей работе по формированию экологической культуры дошкольников.
Еще до начала работы с комнатными растениями, я часто замечала какое-то равнодушие у детей к зеленым обитателям на подоконнике в нашей группе.
И скорее всего, это почти естественно, ведь как известно у дошкольников слово часто расходится с делом. Все дети дают потрясающие ответы на вопрос – что будет, если исчезнет вода, животные, растения? Все они знают, что растение, например, погибнет, если его не поливать, если за ним не ухаживать. Но вместе с тем, поливают его чаще всего именно тогда, когда об этом напомнит или попросит воспитатель.
Начиная работать с дошкольниками по теме «Комнатные растения», я задалась вопросом, как сделать так, чтобы дошкольники активно стремились к общению с природой и самостоятельно проявляли заботу об о обитателях живого уголка вообще и растениях в частности.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Сформировать потребность в изучении растений, положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость.

  • Разработать систему поэтапного формирования у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к комнатным растениям.
  • Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.
  • Воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.
  • Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь – комнатные растения и внешние факторы окружающей среды.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  • Опрос родителей по вопросам: Есть ли у вас дома комнатные растения? Ухаживают ли дети дома за комнатными растениями?
  • Консультации для родителей: «Лекарственные растения дома». «Какие растения нужны в детской комнате?» и др.
  • Паспортизация комнатных растений в группе.
  • Смотр уголков природы в группах.
  • Консультации для педагогов: «Подбор комнатных растений и их размещение в группе», «Ознакомление детей с растениями в игровой деятельности».
  • Подготовка теоретического материала, пособий и презентаций по теме «Растения» для детей.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Мною были созданы и показаны детям несколько презентаций под общим названием «Комнатные растения – друзья человека», во время просмотра которых мы с дошкольниками вместе искали ответ на вопрос – Зачем человеку комнатные растения?

Большой интерес у детей вызвало знакомство с географией. Они узнали, что на подоконнике в группе живут растения из разных стран и даже континентов. Для того, чтобы детям было легче ориентироваться во всем этом многообразии, мы создали своеобразную карту мира , обозначив на ней разноцветными кружками родину того или иного растения. Эти же кружки мы наклеили и на цветочные горшки.

Для детей мною были подготовлены дидактические игры о комнатных растениях, такие как «Размножение комнатных растений», «Правила ухода за растениями», «Строение растений» и другие.

ИТОГИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. У дошкольников появился интерес к комнатным растениям.
2. При получении новых знаний, дети охотно ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства в уголке природы.
3. Дошкольники стали проявлять не только интерес и любознательность по отношению к комнатным растениям, но и активно участвовали в образовательном процессе, задавали вопросы : Как? Почему? Как узнать? Что делать? – что позволило воспитателю искать и планировать новые формы работы на предстоящих занятиях по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями.
По итогам предварительной работы мною были выделены несколько этапов для реализации поставленных целей.

1 ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Очень важно во время работы воспитывать у детей доброту, отзывчивость. Но дети сами нуждаются в доброте и ласке. И в то же время они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Главное развить в них это желание, поддержать, направить и потом не мешать.
На этом этапе работы мы с дошкольниками играли в игры, которые способствуют развитию эмоциональной отзывчивости ребенка:
«Покажи свое настроение», «Улыбнись другу», «Комплимент», «Горячее сердце», «Изобрази грустное растение» и др.
Все эти игры способствуют выходу эмоций у ребенка и одновременно осознанию своих эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Все эти игры использовались не только на занятиях, но и во время труда в уголке природы и во время прогулок. На занятиях так же мы использовали расслабляющие упражнения тренинги «Подарим улыбку растениям», «Мысленная улыбка» и др.
В итоге дети стали внимательнее, добрее друг к другу, а так же к окружающей их обстановке и собственно к зеленым обитателям живого уголка.

Итогом первого этапа работы стала фраза, сказанная ребенком: «Растения, они как люди, только бегать и говорить не умеют». Таким образом дети самостоятельно пришли к выводу о том, что растения живые организмы.

Читать статью  Эффективные фунгициды для комнатных растений, названия препаратов и краткое описание

2 ЭТАП. ЗНАКОМСТВО С ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СКАЗКАМИ

Что дает дошкольнику экологическая сказка?

  • Возможность получения достоверных, научных экологических знаний через сказочные сюжеты.
  • Формируется эмоционально-положительное отношение к природе, умение видеть ее красоту и неповторимость.
  • Воспитывается отзывчивость ребенка, желание помочь сказочным героям, которые по сути являются объектами и субъектами природного окружения ребенка.

Все сказки, использованные на занятии можно разделить на два вида сказки написанные воспитателем и собственно авторские сказки.
В каждой экологической сказке знакомые сюжеты наполняются новым смыслом, а уже известные персонажи и герои помещаются в новые обстоятельства, еще незнакомые детям. Например, «Бабушка Федора и герань».

На «Сказочном» этапе в нашей группе появился почтовый ящик, который я назвала «Почта цветов». В этом ящике дети периодически находили послания от комнатных растений.
Вся работа проделанная на этом этапе способствовала тому, что у детей появилась возможность выражать свои знания и чувства по отношению к природе через слово, а художественное творчество помогло сделать их знания более точными и объемными.

3 ЭТАП. СРАВНИТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Очень важно, чтобы воспринимая весь новый материал, дети думали.
Важно научить детей задавать вопросы и искать ответы на них.
На этом этапе работы дети сравнивали, исследовали, изучали растения исходя из личного опыта и полученных знаний. Сравнение проводилось с живыми объектами и субъектами окружающей природы, и в первую очередь с человеком и животными. Именно прием сравнения в работе с растениями помогает закрепить понятие о том, что комнатные растения – живые существа, ведь они так похожи на человека.
На этом этапе дети выяснили, что листья герани похожи на детские ладошки. Листья бегонии напоминают уши слона, а широкие, плавно опускающиеся листья лилии напоминают руки человека. Мы обратились к народному творчеству и выяснили, что герань в народе называют журавлиный нос.

img7.jpg (23701 bytes)

Дети сравнили наши растения с еще одним обитателем уголка природы в группе – красноухой черепахой по кличке Тартила и выяснили, что условия, необходимые для жизни черепахи и растений очень похожи, что так же явилось для них доказательством того, что растения – живые существа, которые могут легко погибнуть, если лишить их необходимых условий для жизни.

По итогам проделанной работы, дети самостоятельно пришли к выводу о том, что растения не только живые, не только похожи своими потребностями на человека и животных, но и каждое из них обладает своим характером, а значит может радоваться, когда ему хорошо и грустить – когда плохо.
Благодаря таким выводам, мы подошли к заключительному этапу по формированию у дошкольников экологической культуры, навыков экологического поведения по
отношению к комнатным растениям, а так же работы по развитию у дошкольников экологической ответственности и чувства отзывчивости не только к растениям, но и ко всему живому.
После всей проделанной работы я пришла к выводу, что необходимо для дошкольников в работе с комнатными растениями ввести знаковую систему, учитывая, что знаки, символы в экологическом образовании используются повсеместно. Для начала мною на каждый цветочный горшок были прикреплены смайлы. Веселый с одной стороны и грустный – с другой.
Так же мною были разработаны тематические таблицы под общим названием «Скорая помощь растениям», в которых дана пошаговая инструкция, как сделать так, чтобы растение перестало быть грустным.
Дети чутко реагируют на изменения в привычной среде, поэтому смайлы на цветочных горшках заметили в первые минуты пребывания в группе и сразу же возник вопрос – почему растения грустные? Тогда дошкольники познакомились с тематическими таблицами из серии «Помощь растениям» и узнали, как сделать так, чтобы растение перестало грустить. Например, если герани плохо, надо проверить почву. Если почва сухая, надо полить, порыхлить и т.д.

Каждое утро, приходя на работу воспитатель проверяет все цветы. Какие в порядке поворачивает в группу веселым смайлом, каким требуется помощь – грустным. Дети, приходя в детский сад, замечают, что растения грустят и уже без напоминания педагога, оказывают им соответствующую помощь.

В настоящее время я продолжаю работу по составлению тематических таблиц по комнатным растениям для детей. Но эти таблицы уже более объемные по своему содержанию и служат для составления рассказа о комнатном растении.

Сегодня я спрашиваю себя – Все ли цели достигнуты? Конечно, работы еще много, ведь формирование экологической культуры – это постоянный, не прекращающийся процесс. И достигая одной цели, решая одну задачу, появляются другие.

  • развитие восприятия комнатных растений как живых существ (замечают неблагополучное состояние растения, сочувствуют растениям, сообщают воспитателю о замеченных изменениях);
  • развитие эстетических чувств (замечают красоту формы и окраски листьев, эмоционально реагируют на появившиеся ростки и бутоны);
  • развитие познавательного интереса (самостоятельно рассматривают растения, задают вопросы;
  • умение не только видеть красоту комнатных растений, но и желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее;
  • развитие восприятия комнатных растений как живых существ (замечают неблагополучное состояние растения, сочувствуют растениям, сообщают воспитателю о замеченных изменениях);
  • рмение видеть и обнаруживать взаимосвязь состояния растений от условий обитания.

Положительные результаты всей проделанной работы, позволяют определить практическую значимость данного опыта. Для кого этот опыт будет полезным? На мой взгляд в первую очередь для тех педагогов, которые работают в тех дошкольных учреждениях, где отсутствует и не предполагается зимний сад, где комнатные растения располагаются на подоконниках в группе. Зачем? Именно для того, чтобы комнатные растения были не просто украшением интерьера, а активно использовались в образовательном процессе, как средство воспитания и формирования экологической культуры дошкольников.

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В настоящее время есть перспектива для того, чтобы продолжать начатую работу. На сегодняшний день в подготовительной группе «Рябинка» функционирует кружок «Юные цветоводы». В дальнейшем планируется перейти от узкоспециализированного кружка к общеэкологическому, так как экология, экологическое развитие дошкольников – тема очень актуальная и со временем ее актуальность будет только расти. Материала по данной теме существует огромное множество, и что самое главное, этот материал интересен дошкольникам и не оставляет их равнодушными.

Читать статью  Выращивание лавра благородного

Уход за цветами дошкольников

Автор: Петрова Серафима Олеговна

Организация: МАДОУ Детский сад 77

Населенный пункт: Стерлитамак

Автор: Ермолаева Снежана Ивановна

Организация: МАДОУ Детский сад 77

Населенный пункт: Стерлитамак

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.
Задачи:

Обучающие: продолжать учить ухаживать за комнатными растениями.

Развивающие: развивать любознательность, трудолюбие.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, стремление ухаживать за растениями.

Создание развивающей предметно-пространственной среды: комнатные растения (фиалка, фикус, бальзамин, каланхоэ), леечка, тряпочка для протирания пыли, тазики с водой, пульверизатор, кисточки для смахивания пыли, фартуки. После полдника готовлю место для проведения труда в природе: накрываю стол клеенкой, ставлю на стол комнатные цветы и необходимое оборудование (леечки, тряпочки для протирания пыли, тазики с водой).

Предварительная работа:

воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта трудовой деятельности, подготовка необходимых материалов;

с детьми: беседа о растениях; рассматривание комнатных растений.

Учет возрастных индивидуальных особенностей детей: конспект составлен с учетом возрастных особенностей детей подготовительной к школе группы и на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

Методические приемы: показ, вопросы, поощрения, повтор действий детьми, использование художественной литературы, контроль со стороны взрослого, контроль со стороны сверстника.

Ход трудовой деятельности

I.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки: Дышит, растет, а ходить не может.

Воспитатель:Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

II.Основная часть:
Воспитатель: О чем сегодня будем говорить?

Дети: О комнатных растениях.

Воспитатель: Умницы, а какие комнатные растения вы знаете?

Дети:Каланхоэ, кала, папоротник, кактус, алое, фиалка.

Воспитатель: Ребята, а как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Дети:Поливать, рыхлить, опрыскивать, вытирать пыль, мыть.

Воспитатель:Давайте пойдем к столику и поухаживаем за ними?

Воспитатель: Сейчас наденем фартуки. Полина, покажи, как нужно протирать пыль (берем тряпочку, мочим ее в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем ее и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху). Ребята, посмотрите на Полину, как она правильно протирает пыль. Молодец, Полина, ты правильно протираешь пыль!

Егор, а ты покажи, как нужно поливать растения (беру лейку, подношу к цветку, аккуратно поливаю, чтобы не размыть корни). Ребята, посмотрите, как Егор поливает растения. Молодец, Егор, ты правильно поливаешь растения. Все всем понятно?

Карина, ты покажешь, как смахивать пыль кисточкой с рифленых листьев (беру кисточку, лист одной рукой поддерживаю снизу, а другой – аккуратно смахиваю пыль с помощью кисточки). Ребята, посмотрите, как Карина смахивает пыль кисточкой. Молодец, Карина, ты правильно смахиваешь пыль с листочка, аккуратно, не торопясь.

А, Рома, покажет, как правильно опрыскивать растения пульверизатора (беру пульверизатор, аккуратно приподнимаю листья растения, направляю струю на листья растения и тщательно опрыскиваю со всех сторон). Ребята, посмотрите, как Рома опрыскивает листья растений. Молодец, Рома, ты правильно опрыскиваешь листья растений.

Тогда начинаем работу. Сейчас каждый подойдет к своему растению и будет ухаживать за ним.

Воспитатель наблюдает, при необходимости напоминает порядок и способы ухода за комнатным цветком, приводит положительный пример сверстников, привлекает детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка.

Воспитатель: Полина и Егор быстро справились с работой, теперь мы с ними будем смотреть на вас и скажем, как вы правильно умеете ухаживать за комнатными растениями.

Воспитатель совместно с детьми осуществляет контроль за другими детьми.

Воспитатель: — Полина, скажи, пожалуйста, правильно ли опрыскивает цветок Даниель?

— Егор, правильно ли рыхлит почву Самира?

— Молодцы, дети, вы все умеете ухаживать за комнатными цветами.

-Теперь убираем свое рабочее место, (тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартуки – в шкафчик, наполнят лейки водой).

III. Рефлексия:

  • Ребята, как мы сегодня ухаживали за растениями? (Поливали, протирали с них пыль, рыхлили почву, опрыскивали).
  • Для чего мы их опрыскиваем, поливаем, рыхлим почву, протираем пыль с листьев? (Для того, чтобы они не погибли).
  • Ребята, вам понравилось ухаживать за цветком? (Да!)
  • Вы будете дальше ухаживать за цветами?(Да!)

Воспитатель:Дети, вот какие вы молодцы. Я теперь надеюсь, что вы всегда будете ухаживать за растениями (протирать пыль с листьев, поливать и рыхлить почву, опрыскивать листья растений).

Конспект занятия для детей старшей группы. Уход за комнатными растениями

Задачи:
1. Закрепить навыки ухода за комнатными растениями с плотными гладкими и тонкими листьями.
2. Познакомить детей с уходом за растениями с пушистыми (бархатными ) листьями при помощи кисточки.
3. Развивать внимание, память, логическое мышление.
4. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям.
Оборудование:
— Клеенка 3 шт. на столы, фартуки 6 шт. по количеству детей, палочки для рыхления, кисточки, салфетки влажные, пульверизатор, 3 лейки, 3 растения.
— Письмо от Незнайки в конверте , в нем же 3 фотографии комнатных растений ( восковой плющ, колеус, фиалка).
— Раздаточный материал: конверты с карточками для игры « Что сначала, что потом», карточки с условными обозначениями видов работы на подносе (схематические изображения лейки, кисточки, пульверизатора, тряпочки).
— Для воспитателя: « Лесенка трудового процесса»; карточки для игры «Что сначала, что потом» ( изображения роста комнатного растения, начиная с семечка, заканчивая вызреванием семян); указка, модели « корень», « стебель», « лист», « цветок»; мнемотаблица « Что необходимо растению для развития и роста» ( изображение комнатного растения, условные обозначения земли, солнца, воды, палочки и салфетки для ухода).

Читать статью  Комнатные цветы: фото и названия (каталог)

Дети сидят на стульях, в стороне стоят столы, накрытые клеенками, на столах лежат конверты с игрой « Что сначала, что потом».
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Сегодня утром, придя на работу, я обнаружила под дверью нашей группы странный конверт. На нем было написано: Куда: детский сад, старшая группа , кому: ребятам. Обратный адрес: Цветочный город, улица Колокольчиковая, от Незнайки. Давайте посмотрим, что там внутри. Здесь письмо и 3 фотографии. ( Зачитываю письмо, в котором говорится о том, что Незнайке дали задание – научиться ухаживать за комнатными растениями, достаю фотографии, которые Незнайка «прислал» ребятам).
Ну что, ребята, поможем Незнайке?
2. Игра «Назови растение».
( Вывешиваю фотографии на доску).
Давайте вспомним, как называются эти растения. ( Фиалка, восковой плющ, колеус)
3. Игра « Найди такое же растение».
Давайте найдем такие же растения в нашей группе.
( Дети находят растения и приносят их на столы, затем возвращаются на стулья).
4. Беседа.
• Давайте вспомним, что общего у всех растений?
Правильно, корень, стебель, листья и цветы. (Перед детьми выставляются модели с изображением корня, стебля, листа, цветка).
• Дидактическая игра « Что сначала, что потом». ( Дети подходят к столам).
У вас на столах лежат желтые конверты, в них вы найдете карточки с изображением растения. Разложите эти карточки по порядку, чтобы узнать, как растет и развивается комнатное растение.

( После того, как дети разложат карточки, выставляю точно такие же на фланелеграфе, обсуждаем весь процесс роста цветка от начала до вызревания семян).
Соберите карточки в конверты, отложите на край стола, а мы продолжим нашу беседу. ( Дети возвращаются на стулья).
• Что необходимо комнатным цветам для полноценного роста?
( По мере ответов детей на доске заполняется мнемотаблица: в центре — комнатный цветок, вокруг — условные изображения земли, солнца, воды, ухода: палочка и салфетка).
• Как поливаем растение? ( водой комнатной температуры, по краям горшка).
• Как узнаем, что растение пора поливать? ( потрогаем землю пальчиком, если палец сухой — пора поливать, если к пальчику прилипла земля, значит поливать рано).
• Как правильно рыхлим землю? ( по краям горшка, сгребая землю к центру, глубоко палочки не втыкаем)
• Подойдите к нашим растениям и внимательно посмотрите на них. Чем они отличаются? ( У воскового плюща листья гладкие, блестящие, твердые; у колеуса листья тонкие, нежные, с зазубринками по краям, двухцветные; у фиалки листочки маленькие, пушистые, круглые; разрешаю детям потрогать листья, чтобы определить наощупь, чем отличаются растения).
• Можно ли вытирать пыль с колеуса? Почему?
• Как убираем пыль с воскового плюща?
• Как убираем пыль с листьев фиалки? ( для этого нам необходимы кисточки, ими обметаем пыль с листочков, демонстрирую работу с фиалкой, т. к. дети в первый раз сталкиваются с этим растением).
5. Физминутка.
Маленькое семечко ———- руки лодочкой
положу в горшок. ———— изображаем действие по тексту
И землей присыплю,
и полью разок.
Будет из окошка ————— показываем рукой в сторону окна
солнце пригревать,
будет мой цветочек ——— приседаем, изображаем рост цветка
быстро прорастать.
Вырастет в горшочке ———- раскрываем руки, поворачиваемся в стороны
комнатный цветок
и подставит солнышку
каждый свой листок.
6. Рассматриваем лесенку трудового процесса.
Нам необходимо, чтобы растения в нашей группе хорошо росли, были красивыми и ухоженными. Что для этого необходимо?
Надо взять растения, надеть фартуки, положить на стол клеенку, приготовить инструменты.
Какие нужны инструменты? ( палочки , пульверизатор, лейка, салфетки, кисточки).
Расскажите, какие действия мы будем выполнять.
( Палочками рыхлить, лейкой поливать, салфеткой вытирать, пульверизатором опрыскивать, кисточкой обметать).
Какой результат мы получим? ( красивые, ухоженные растения).
Давайте обговорим порядок работы.
Сначала рыхлим землю, затем поливаем, после вытираем пыль.
7. Подготовка к работе.
Дети надевают фартуки, помогают друг другу завязать их.
На подносе лежат карточки с обозначениями видов работы ( инструменты). Карточки перевернуты.
Выберите карточку и узнайте , какую работу вы будете выполнять.
После того, как карточки выбраны, дети берут инструменты и приступают к работе.
Давайте повторим порядок работы. Сначала рыхлим, затем поливаем, после вытираем пыль.
8. Выполнение работы.
Посмотрите на наши цветы. Они стали ярче, веселее. Как вы думаете, что они сейчас чувствуют? ( благодарность; им стало легче дышать, они попили воды, стали чистыми и красивыми).
А сейчас снимайте фартуки, наводите порядок на своих рабочих местах и садитесь на стульчики.
9. Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались?
Что нового узнали?
Сегодня вечером мы с вами напишем ответ Незнайке и научим его правильно ухаживать за комнатными растениями, а сейчас сядьте правильно, я хочу вас поблагодарить за работу. ( Оцениваю действия каждого ребенка во время занятия).

Библиографический список:
— Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.:
Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
— Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика», уч. пос. для студентов- 2 изд. пер. доп., -М.: изд. центр Академия,2000,- 416 с.

Источник https://urok.1sept.ru/articles/603537

Источник https://www.1urok.ru/categories/19/articles/17609

Источник https://kladraz.ru/blogs/olga-pavlovna-vasileva/trudovoe-zanjatie-uhod-za-komnatnymi-rastenijami-dlja-detei-starshei-grupy.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: