Игры со строительным материалом
Характеристика игр со строительным материалом.
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо — другие виды детской игры, приближаются к сознательной продуктивной человеческой деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения лежащих в основе конструкторской деятельности.
Виды строительных материалов :
-специально-созданный (напольный, настольный строительный материал).
-природный (песок, снег, глина, камни).
-подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). В сооружении постройки изготавливали игрушки, и игра заключается в следующем: дети договариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли.
Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности – всё это определяет творческий характер игр со строительным материалом.
Особенности игр со строительным материалом.
Является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение, разработана методика формирования у детей конструктивных умений Е. А. Флерина, З. В. Лиштвана и т. д.
Методика обучения конструктивных умений.
Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребёнка от подражания действиям взрослых к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основные умения дети приобретают на занятиях, в совместной деятельности с взрослым, а затем переносят их преображения, дополняя и варьируя в самостоятельные игры со строительными материалами.
Приёмы педагога на занятиях.
Для того чтобы формировать у детей интерес к играм со строительным материалом педагог использует различные приёмы, сам строит, использует приёмы сотворчества (достроить, перестроить и т. д.)
Для возникновения и укрепления интереса к играм со строительным материалом, много даёт ознакомление со строительством в действительной жизни (на прогулках, экскурсиях).
В процессе объяснения конструктивным умениям используются различные методические приё мы: демонстрация образца; показ способов постройки с объяснением приёмов конструирования; постановка проблемной задачи; сообщение темы постройки с указанием условий.
Используется во всех возрастных гипотезах при формировании у детей новых умений, способов конструирования. Малышам 2-3 лет педагог показывает образец, а потом дети выполняют постройку вместе. По мере накопления детьми опыта конструктивной деятельности и усложнения её задач меняется методика использования образца. Для старших детей в качестве образца используются рисунок, чертёж, схема постройки, также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая её конструктивные способности.
Конструирование по образцу самый распространённый вид конструирования. Использование способов предъявления образца. Этот вид конструирования имеет много положительного, у детей формируются различные умения, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.
Конструирование по заданной теме подводит ребёнка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы её решения ограничены темой. Малышам можно предлагать в качестве темы постройку мебели и т. д. В средней группе предлагают конструирование транспортных средств. Детям старшей группы предлагают конструирование военной или строительной техники, жилища людей. В подготовительной к школе группе целесообразно проводить тематическое конструирование из конструкторов разного типа. Детей учат выполнять подвижные конструирования.
Конструирование по собственному замыслу — сложный вид конструирования, в которой ребё нок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует её, подбирает необходимый материал, реализует замысел. Малышам он подсказывает замысел: показав игрушку, предлагает что-нибудь построить для неё : с детьми среднего и старшего возраста рекомендуется провести беседу, предложить вспомнить какие сооружения они наблюдали на прогулке, рассмотреть фотографии, рисунки с изображением зданий.
Конструирование по условиям содержит больше развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет, здания. Для того чтобы выполнить постройку, задаются определённые параметры (ширина, высота и т. д.). Исходя из данных условий, ребёнок должен самостоятельно определить длину и высоту постройки и др.
Стройка по моделям. Ребёнку предлагается модель постройки (рисунок, склеенная постройка) на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты (модель дивана, ворот, автомобиля). Ребё нок сначала анализирует модель: выделяет составные части (сиденье, спинка и т. д.) потом подбирают те формы, которые нужны для воссоздания модели. Начинается мысленное представление предполагаемых геометрических фигур, их перемещение по отношению друг к другу.
У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их на протяжении всего дошкольного периода.
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование» Разрешите привести слова К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать.
Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения» Здоровье — это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и.
Консультация для воспитателей «Играем пальчиками» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ» Традиционные пальчиковые игры делятся на две группы: — игровой фольклор — прибаутки,.
Консультация для воспитателей «Растим патриотов» Консультация для воспитателей на тему «Растим патриотов» Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач.
Консультация для воспитателей «Прогулка» Консультация для воспитателей «Прогулка» Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание.
Консультация для воспитателей «Ребенок и рисование» Консультация для воспитателей : «Ребенок и рисование» Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития изобразительных.
Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.
Консультация для воспитателей «Неуверенный ребёнок» Неуверенный ребёнок. Дошкольное детство – особо ответственный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные.
Пошумим с пользой. Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Игра на шумовых музыкальных инструментах Играл весной оркестр лесной! Жук-усач был скрипач. Шмель мохнач был.
Здоровьесберегающие технологии. Консультация для воспитателей ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.
Строительно-конструктивная игра — один из элементов развития ребенка. Цели, особенности и руководство при проведении игры
Дети довольно рано начинают интересоваться кубиками и конструкторами. Сначала они просто манипулируют игрушками, пробуют соединить две детали, поставить один блок на другой. Чуть позже появляется желание создавать постройки для кукол. Постепенно конструкции усложняются: капитану нужен корабль, космонавту — ракета, для театрального представления необходима сцена. Строительно-конструктивные игры позволяют малышам проявить свою позитивную активность, поэтому они так популярны в среде дошкольников и их родителей.
Определение
Сам термин появился сравнительно недавно. Понятие «строительно- конструктивная игра» впервые встречается в работах П. Г. Саморуковой и В. Р. Лисиной. Тем не менее этот вид детской деятельности хорошо изучен как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Игры со строительными материалами предусмотрены в системах дошкольного воспитания Монтессори, Фребеля, Шлегер. Много внимания уделяли им В. Г. Нечаева, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова и др.
Главной особенностью таких игр является их близость к созидательной человеческой деятельности. Ведь, занимаясь конструированием, ребенок создает собственные архитектурные сооружения.
Характерные особенности
Педагоги отмечают близость сюжетно-ролевых и строительно-конструктивных игр. Особенностью и тех, и других является наличие игрового замысла, позаимствованного из реальной жизни, включение детей в воображаемую ситуацию, коллективный и творческий характер деятельности. Ребятишки осознают условность происходящего, но при этом полностью включены в процесс.
Оба вида игр направлены на изучение окружающего мира и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра исследует взаимоотношения между людьми. Творческое конструирование воспроизводит окружающую действительность через разнообразные постройки. Эти виды игр легко сменяют и дополняют друг друга: возводя дом, ребятишки воображают себя монтажниками и каменщиками, а потом заселяют его мелкими зверушками.
Строительный материал
Чтобы у детей была возможность заняться конструированием, необходимо правильно организовать предметную среду в детском саду и дома. Различают следующие виды строительного материала:
- искусственный (всевозможные виды конструкторов, напольные модульные блоки, настольный строительный материал, мозаика, бумага, картон);
- природный (песок, камешки, глина, веточки, шишки, снег, листья);
- подсобный (коробки, доски, ящики).
Желательно, чтобы строительные наборы соответствовали возрасту детей, были разнообразными и привлекательными.
Руководство играми
Долгое время считалось, что задача взрослых — обеспечить ребенка необходимыми материалами. Как правильно обращаться с кубиками и конструктором, он сможет разобраться сам. Однако педагогические наблюдения показали, что без специального обучения игры ребятишек со строительным материалом сводятся к примитивному манипулированию.
Отсюда вытекают задачи, стоящие перед современными воспитателями. Они должны познакомить детей с различными способами конструирования, развивать содержание самостоятельных игр и формировать дружеские отношения среди малышей. Важно учить воспитанников анализировать увиденные сооружения, подбирать подходящий материал, планировать предстоящую работу.
Руководство строительно-конструктивными играми предусматривает два пути:
- Организацию специальных занятий, на которых дети знакомятся с особенностями материалов, осваивают различные способы крепления: склеивание, накладывание, ввинчивание, сшивание и т. д.
- Включение педагога в самостоятельные игры ребятишек на правах равноправного партнера, незаметное обучение их новым техническим умениям.
Цели строительно-конструктивной игры
Сооружая из мелких деталей замок или пиратский корабль, дети всестороннее развиваются. Основными целями строительно-конструктивной игры являются:
- расширение знаний ребятишек о труде строителей, используемой ими технике;
- воспитание художественного вкуса, интереса к архитектурным сооружениям;
- расширение словарного запаса;
- формирование разнообразных сенсорных эталонов (форма, величина, цвет, размер и т. д.);
- развитие конструктивных и творческих способностей;
- совершенствование мелкой моторики;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, находчивости, инициативности;
- развитие пространственного воображения, мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез);
- формирование навыков совместной, дружной работы.
Виды строительно-конструктивных игр
Дошкольная педагогика тщательно изучила особенности детской игры. Уделялось внимание и конструированию из всевозможных материалов. В итоге была разработана следующая классификация, активно используемая воспитателями в детских садах:
- Конструирование по образцу. Дети воспроизводят постройку вслед за педагогом либо ориентируясь на схему, рисунок, чертеж.
- Конструирование по модели. Ребятишкам показывают готовое сооружение. Они самостоятельно делят его на составные части, подбирают детали необходимой формы и воспроизводят модель.
- Конструирование по условиям. Детям объявляются параметры, которым должна соответствовать постройка (двухэтажный дом для мелких игрушек, гараж для двух машинок с подъездной дорожкой). Однако наглядного образца не дается. Дети сами генерируют идеи и воплощают их с использование различных материалов.
- Конструирование по теме. Дошкольники самостоятельно выбирают материалы и техники, с которыми будут работать, разрабатывают проект без помощи взрослых. Воспитатель называет лишь тему строительно-конструктивной игры: автомобили будущего, город, животные.
- Конструирование по замыслу. Ребенок сам решает, что и как он будет строить, учится воплощать в жизнь свой собственный проект. Для дошкольника это самая трудная задача.
Первая младшая группа
Поставить кубики друг на друга может младенец приблизительно с 8-9 месяцев. Таким образом, уже к году дети знакомятся со строительно-конструктивными играми. В разных возрастных группах они имеют свои особенности. Так, малыши 2-3 лет играют с простыми строительными наборами из пластин, кубиков, призм и кирпичиков. Они учат их названия, тренируются различать формы, цвета, размеры.
Воспитатель предлагает ребятишкам заняться конструированием по образцу. Изучаются самые простые приемы: размещение деталей по горизонтали (дорожка), накладывание (башня, лестница), замкнутые сооружения (забор, домик), элементарные перекрытия (мост, гараж).
Особенностью этого возраста является то, что дети играют рядом, но не вместе. Надо учить малышей не мешать друг другу. В начале года занятия проводятся в небольших группах из 4-8 человек, и только со второго полугодия можно задействовать всех воспитанников. Возведенные постройки обязательно обыгрываются с помощью игрушек.
Вторая младшая группа
Организация строительно-конструктивных игр для малышей 3-4 лет предусматривает использование специальных наборов и конструкторов, а также природных материалов: снега, песка. Совершенствуются навыки, полученные на предыдущем этапе обучения. Педагог учит ребятишек работать в группах из 2-3 человек, согласовывать действия, вместе радоваться полученному результату.
Вводятся элементы проблемного обучения, когда детям предлагается изменить первоначальную конструкцию: расширить дорожку для большого грузовика, сделать выше забор вокруг дома. Закрепляется представление о цветах, формах, размерах отдельных деталей и сооружений из них. Для воспитания интереса к конструированию педагог учит малышей играть с постройками, выдает красивые образные игрушки.
Средняя группа
Четырехлетние дети способны замечать красоту зданий, улиц, мостов и других сооружений родного города. Во время экскурсий им предлагают рассмотреть постройки, разбить их на отдельные части. В игре отображаются полученные впечатления. При этом используются разнообразные материалы: конструкторы, наборы для строительного творчества, бумага, картон, катушки, природные материалы, куски фанеры и т. д.
Все чаще педагог просит ребят самостоятельно выбрать тему для игр, содержание которых существенно расширяется. Дети строят пароходы, автомобили, поезда, многоэтажные здания. Нужно учить их работать сообща, распределять задания. Лучший вариант — когда каждый конструирует один объект (мост, дорогу, заправку, светофор, дом), а в итоге получается пространство для общей игры (например, город).
Из приемов используется демонстрация образца для воспроизведения, сотворчество, когда детям предлагается внести изменения в сооружение (сделать его выше, длиннее, добавить этаж, пристроить крыльцо или другие детали). В этом возрасте надо показать, как одну и ту же заготовку (к примеру, вагон) можно превратить в различные объекты (автобус, поезд, трамвай). Обязательно проводится анализ строительно-конструктивной игры, детей учат оценивать свой вклад в работу, замечать интересные находки товарищей.
Старшая группа
Ребятишки 5-6 лет учатся самостоятельно планировать коллективную работу, согласовывать замысел, распределять роли. Строительно-конструктивные игры для детей этого возраста предусматривают использование фотографий вместо образца. Педагог показывает, как сложное здание можно разделить на более мелкие детали, учит замечать основные особенности конструкции. Активно применяются словесные методы (рассказ, объяснение).
Каждая тема (город, школа, вокзал, кукольный дом, зоопарк, ферма) изучается в несколько этапов. На первом из них дети сооружают несложные постройки по образцу, полному или частичному. Воспитатель демонстрирует новые технологические способы (например, подвижное крепление). На втором этапе ребятишкам предлагается конструирование по условию (собрать дом с магазином на первом этаже или спальню для двух кукол). Впоследствии дети применяют приобретенные навыки в процессе сюжетно-ролевой игры, коллективно возводя комплексные постройки без помощи взрослых.
Подготовительная группа
Ребятишек этого возраста активно готовят к школе. Они должны уметь самостоятельно планировать свои действия, анализировать проделанную работу. Большое внимание уделяется воспитанию ответственности, дисциплинированности, трудолюбия. Поощряется творческий подход к заданию. Образец педагогами используется редко. Его заменяют фотографиями и плоскостными чертежами. Дошкольников учат изображать на бумаге эскизы воображаемых построек, а затем сооружать объемные объекты, ориентируясь на них.
Приемы изготовления игрушек и сооружений становятся сложнее. Дети работают с металлическим конструктором, делают по выкройкам различные изделия из бумаги, собирают персонажей с подвижными элементами (ногами, руками и т. д.). С большим воодушевлением встречают старшие дошкольники предложение воспитателя изготовить красивые игрушки для малышей или устроить выставку поделок.
Конструирование из природного материала
Дети любят копаться в песке, собирать красивые камешки и листочки. Однако без руководства взрослого такие строительно-конструктивные игры получаются однообразными. Воспитатель должен обучать малышей новым приемам. Песочница — отличное место для строительства. Младшие дошкольники играют в ней с формочками, совочками и ведерками.
В старшей группе дети учатся выкапывать норы, тоннели, колодцы и водоемы. Утрамбовывая горку песка, они строят замки и дома. Рекомендуется создание целых комплексов (речная пристань, лес, город). Помимо песка, дети могут использовать ветки, камешки. Из них педагог учит выкладывать узоры по образцу. Из шишек получаются забавные обитатели песочной страны.
Игры со снегом
Зима — отличное время для строительства. Малыши учатся насыпать горки, лепить снежки и печенья для северного мишки. Вместе с воспитателем они делают снеговика. В средней и старших группах можно освоить лепку из комьев. Таким образом изготавливаются фигуры людей, животных. Для прочности их обливают водой.
Из утрамбованного снега получаются великолепные кирпичи. Их используют для строительства крепости, моста, парохода. Дошкольникам нравится украшать участок цветными льдинками, помогать взрослым возводить снежные горки.
Строительно-конструктивная игра помогает развивать воображение и мыслительные операции у детей, приучает их в целенаправленной деятельности. Задача взрослых — обеспечить ребенка разнообразными материалами и вовлечь в увлекательный творческий процесс.
Значение строительной игры в развитии ребенка
статья (младшая группа) на тему
Конструирование играет важную роль в развитии мышления ребенка, умении ориентироваться в окружающем мире. Умение конструировать развивает способность отражать в постройках реальные предметы. Ребенок, знакомясь с разнообразными конструктивными способностями материала, развивает и закрепляет новые восприятия, логическое мышление. Занятия конструированием необходимы для развития умения воспринимать предмет в целом. Это обеспечиват накопление жизненного опыта, так как воспринимаемые образы сохраняются в памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающей среды. Это подготавливает руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы более ускоренно, в соответсвии с жизненными задачами. Таким образом, при работе с конструкторским материалом, ребенок видит такие стороны предметов, которые важны в данной ситутации, форма становится рабочим инструментом, который помогает правильно сориентироваться в данной ситуации, приспособиться к ней или изменить ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_stroitelnoy_igry_v_razvitii_rebenka.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение строительной игры в развитии ребенка
«Дети, — писал К. Ушинский, — не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитятки та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным способом.
Строительные материалы можно отнести к группе игрушек-материалов (по классификации А. С. Макаренко). Антон Семёнович писал, что одни из видов игрушек — различные материалы. Они «представляют собой самый дешёвый и самый благородный (благодарный) игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Строительная игра и её воспитательное значение.
Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени связана с сюжетно ролевой игрой и рассматривается как её разновидность. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, дома, дороги и многое другое. В строительных играх они не только отражают (изображают) окружающие предметы, постройки, копируя их, но и приносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной — основным является ознакомление с окружающей деятельностью людей с применением техники и её использования.
Воспитателю важно учитывать взаимодействие сюжетно-ролевой и
строительной игры. Строительство часто возникают в процессе сюжетно — ролевой: игра пароход неизбежно требует его постройки и так далее. Однако, строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят машину, а затем уже поехали на ней и играют в шофёра и пассажиров. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений и овладение детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительный задачи способствует развитию конструктивного мышления.
На занятиях со строительными материалами осуществляется развитие сенсорных способностей детей, как умение целенаправленно рассматривать игрушки (предметы) и сооружения, расчленять их на части (геометрические формы), сравнивать, видеть общее и различное, делать обобщения, то есть ребёнок учится наблюдать, запоминать и воспроизводить, сосредотачивать внимание на последовательности действий.
Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети применяют доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Большая роль принадлежит деятельность руки, связанная с работой сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке, как тонкому органу осязание, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предмете более полным, более глубоким. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и ротового (речевого) аппарата, человек имеет возможность воздействовать на внешний мир. Строительные игры способствуют развитию речи детей, они обогащают её новыми понятиями, терминами.
Строительная игра ценна и тем, что доставляет большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождается чувствами радости при решении разнообразных конструктивных задач. Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, конусы, полушария), дополнительные (пластилин, арки, кольца, трубы) и вспомогательные для украшения построек. В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, листики, тростинки и другие. Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленно обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:
а) расширение представлений об окружающем мире, совокупности и сочетание в нём строительных форм;
б) обучение приема конструирования, побуждение самостоятельности их мышления;
в) воспитание трудолюбия, правильных взаимоотношений детей в их коллективе.
Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее соединяющие пластины, доски. По размерам кубики и кирпичики должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьется координация движений рук можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок, скользит в руках, мало устойчив в постройках, а поэтому они быстрее разрушаются, что вызывает огорчения детей. Материала должно быть достаточно, чтобы дети могли играть вс,е кто желает . В играх детей двух – трёх лет нет замысла или сюжета, малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, несоответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичи и так далее. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Окружающий мир и ещё сложен для них. Поэтому малышам двух – трёх лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у малышей . Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки — дворик, заборчик и организуют на этой основе игры. У маленьких детей ещё нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку – маленькую куколку, говорит, что она устала и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Ребёнку воспитатель дает коробку – ящичек, в котором находятся игрушки – кукла, маленький медвежонок и строительный материал – кубики, кирпичики в достаточном количестве чтобы построить 2-3 стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность приемов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет строение детей и выражает радость при их успехе. Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки, домики, лесенки, заборчики, побуждает отражать видимое в постройках и строительных играх. Целесообразно обучать детей строительным приемам путём использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжета строительных игр.
В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоского изображения (фотография, рисунок) в объемную постройку, что предъявляет к ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учить детей соотносить цель и процесс строительства с результатом. Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является руководство ими при сохранении творческой самодеятельности детей, развитие их интереса к технике использования наглядных пособий (иллюстраций, фотографий), простых технических рисунков, обучение способом перевода плоского изображения в объемную постройку.
Воспитатель уделяет большое значение (внимание) хранению строительного материала, использование его ребёнком, участие его в уборке материала после игры. Крупный строительный материал хранится в определённом, постоянном месте комнаты. Детали складываются аккуратно, устойчиво, иначе, рассыпавшись при случайном толчке, они могут ушибить ребёнка. Ребёнок должен брать материал и укладывать его после игры под контролем и с помощью взрослого. Воспитатель знакомит ребёнка с порядком хранение строительного материала, приучает соблюдать его, поощряет при правильном выполнении его требований, проверяет, как сложен материал после игры, помогает детям.
Для строительных игр широко используется природный материал: снег, вода, песок, камешки, ветки, шишки, тростинки и так далее. Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят игрушки. Малышам для игры даются обычно маленькие формочки и маленькие совочки, игрушки с подставкой, которую можно воткнуть в песок. Место на участке, где хранится песок, огораживается, чтобы он не рассыпался, ящики -песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют, закрываются сетками, чтобы песок не загрязнился и вместе с тем проветривался. Играя со снегом, дети разгребает его лопатками, насыпают горки. Поощряя игры со снегом, воспитатель следит, чтобы дети достаточно двигались, не мёрзли, и, вместе с тем, предупреждает чрезмерную активность, чтобы они не перегревались.
Воспитатели учит выкладывать из камешков узоры на дорожках, площадках. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Такие игры полезны для развития и уточнения пространственных ориентировок.
Таким образом, строительные игры, при правильном руководстве ими, являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого воображения и отображения явления окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-427143.html
Источник https://fb.ru/article/381020/stroitelno-konstruktivnaya-igra—odin-iz-elementov-razvitiya-rebenka-tseli-osobennosti-i-rukovodstvo-pri-provedenii-igryi
Источник https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/06/27/znachenie-stroitelnoy-igry-v-razvitii-rebenka