Что такое нпа тнпа

ТНПА: только через экспертизу!

Его цель – исключить избыточность технических требований к предпринимательской и иной экономической деятельности и создать надлежащие условия для работы бизнеса. Этому должна способствовать обязательная юридическая экспертиза технических нормативных правовых актов (ТНПА).

Объекты экспертизы

Юридической экспертизе подлежит две группы актов:

ТНПА, обязательные к применению субъектами хозяйствования (организациями и ИП) согласно законодательным актам и постановлениям Правительства;

ТНПА, обязательность применения которых предусматривается проектами законодательных актов и постановлений Правительства .

На заметку!
К ТНПА относят технические кодексы установившейся практики (ТКП), государственные стандарты (СТБ), санитарные нормы и правила (СанПиН) и др. Специфика этих НПА в том, что они носят технический характер.

При этом не подлежат юридической экспертизе ТНПА:

принятые субъектами хозяйствования;

технические регламенты Республики Беларусь;

ТНПА, содержащие государственные секреты .

Критерии оценки и порядок проведения экспертизы

При экспертизе ТНПА оцениваются по двум критериям:

— на их соответствие законодательным актам и постановлениям Правительства;

— недопустимость включения в ТНПА положений, урегулирование которых требуется на уровне НПА .

Проведение экспертизы возложено на Национальный центр правовой информации (НЦПИ) .

ТНПА, которые по итогам экспертизы получили положительное заключение, подлежат включению в Национальный реестр правовых актов (НРПА), а также официальному опубликованию на сайте http://pravo.by/ .

Включение в законодательные акты и постановления правительства ссылок на ТНПА допускается только, если по результатам экспертизы получено положительное заключение .

ТНПА, получившие отрицательное заключение, в НРПА не включаются.

Порядок проведения экспертизы устанавливается Правительством по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь .

Обязанности госорганов и организаций

Госорганы и организации, вновь принявшие ТНПА, обязаны направить их в НЦПИ на экспертизу не позже 5 рабочих дней с момента принятия .

ТНПА, которые ранее не проходили экспертизу, подлежат направлению в НЦПИ для ее прохождения в случаях, если при подготовке проектов законодательных актов и постановлений Правительства содержатся ссылки на них .

ТНПА направляются в НЦПИ в виде электронных документов или файлов с текстами этих актов, удостоверенных электронной цифровой подписью. В исключительных случаях при невозможности реализации первых двух вариантов допускается направление на бумажных носителях .

Что такое нпа тнпа

gerb belarusi white

«. технические нормативные правовые акты – технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, фармакопейные статьи, нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, нормы и правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр, квалификационные справочники, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению государственных статистических наблюдений, формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, иные нормативные правовые акты, отнесенные законодательными актами Республики Беларусь к техническим нормативным правовым актам, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. »

Когда вступает в силу ТНПА?

Законодательство Республики Беларусь представляет собой систему нормативных правовых актов (НПА), регулирующих общественные отношения.

Среди нормативных правовых актов можно выделить многочисленную подгруппу технических нормативных правовых актов (ТНПА).

Схематично НПА и ТНПА можно изобразить следующим образом:

К НПА относят законы, декреты и указы, постановления и некоторые другие виды правовых актов, рассчитанных на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. К ТНПА относят технические регламенты, технические кодексы установившейся практики (ТКП), стандарты (СТБ), санитарные нормы и правила (СанПиН), авиационные правила и др. Специфика этих НПА в том, что они носят технический характер.

Иными словами, ТНПА — это составная часть законодательства Республики Беларусь. Есть ли разница между правилами вступления в силу НПА и ТНПА?

Правила вступления в силу ТНПА: общее и частное

Общее правило звучит следующим образом: ТНПА вводятся в действие (вступают в силу) не ранее чем через 15 рабочих дней после их подписания.

Пример 1
СанПиН «Требования к продовольственному сырью и пищевым продуктам» были утверждены постановлением Минздрава от 21.06.2013 N 52. Согласно п. 4 указанного постановления они вступают в силу через 15 рабочих дней после его подписания. Начало действия СанПиН приходится на 16.07.2013.

Период «через 15 рабочих дней» является минимальным, вводить в действие ТНПА можно и позже.

Пример 2
Постановлением Госстандарта от 05.12.2011 N 85 был утвержден общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности». Дата введения его в действие — с 1 января 2016.

Правило о вступлении в силу через 15 рабочих дней действует как в отношении новых ТНПА, так и в отношении ТНПА, изложенных в новой редакции, в отношении ТНПА, в которые были внесены изменения и дополнения, в отношении ТНПА, признаваемых утратившими силу.

Читать статью  Белок — основа здорового питания

Пример 3
Постановлением Минздрава от 08.02.2016 N 16:
— утверждены СанПиН «Требования к организациям, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность»;
— изменено постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31.12.1998 N 53;
— признаны утратившими силу СанПиН N 11-23-94 «Санитарные правила и нормы по ограничению вредного воздействия факторов производственной среды на операторов тракторов и сельскохозяйственных машин».
Согласно п. 4 постановления N 16 оно вступило в силу через 15 рабочих дней после подписания. Это касается всех вышеуказанных в нем ТНПА. Начало действия норм постановления N 16 приходится на 01.03.2016.

Иные правила вступления в силу ТНПА могут быть предусмотрены законами, поручениями Президента и его Администрации, а также правительством Республики Беларусь. В таком случае, полагаем, в тексте ТНПА должна присутствовать ссылка на вышеуказанные документы.

Как работает общее правило

Порядок определения даты вступления в силу ТНПА рассмотрим на примере СанПиН от 10.02.2017 N 12. Напомним, что по общему правилу ТНПА вступают в силу через 15 рабочих дней после подписания.

Отсчет даты вступления в силу начинается с первого рабочего дня по календарю после его подписания. Днем подписания является 10.02.2017. 11 и 12 февраля — выходные дни, они из подсчета исключаются, потому что в расчет принимаются только рабочие дни.

Соответственно первым днем отсчета будет 13.02.2017. Все другие выходные дни (18, 19, 25, 26 февраля) в рамках календарного периода в 15 рабочих дней также из подсчета исключаются. Заканчивается этот период 3 марта. Соответственно датой вступления в силу является 4 марта 2017 г.

Однако справочные правовые системы указывают на иную дату — 06.03.2017. То есть из подсчета были исключены также и выходные дни 4 и 5 марта 2017 г.

В спорной ситуации поможет разобраться пример из проекта Закона «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь». В нем обобщены все нормы о вступлении НПА в силу. Относительно рассматриваемой ситуации правило, изложенное в проекте закона, звучит следующим образом: «Если срок вступления в силу технического нормативного правового акта указан в рабочих днях, в указанный период времени не включаются субботы, воскресенья, а также государственные праздники и праздничные дни, объявленные нерабочими днями, с учетом переноса рабочих дней».

Это правило проиллюстрировано примером: «Технический нормативный правовой акт вступает в силу через 15 рабочих дней после его подписания. Дата подписания этого акта — 5 июня 2015 г. Течение срока вступления в силу акта начинается 8 июня 2015 г. и заканчивается 26 июня 2015 г. Акт вступает в силу с ноля часов 29 июня 2015 г.»

На наш взгляд, в проекте закона пример немного шире правила. Слова из правила «в указанный период» говорят о календарном периоде 15 рабочих дней, но относительно примера речь идет о выходных днях за рамками указанного периода (27 и 28 июля 2015 г.). Возможно, такое несоответствие будет учтено в ходе доработки проекта.

Есть ли иные спорные ситуации?

Пример 4
Минобороны 19.02.2018 приняло два постановления касательно ТНПА:
— постановлением N 3 признаются утратившими силу Авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов Республики Беларусь;
— постановлением N 5 утверждаются Авиационные правила организации государственной регистрации государственных воздушных судов Республики Беларусь.
Постановление N 3
вступает в силу через 15 дней после официального опубликования: опубликовано 01.03.2018, начало его действия — 17.03.2018. Постановление N 5 вступает в силу через 15 рабочих дней после подписания: подписано 19.02.2018, начало действия — 14.03.2018.

Как видно, в этих постановлениях использовались разные формулировки о вступлении в силу: в первом случае для НПА, во втором — для ТНПА.

При этом получается, что три дня в период с 14 марта по 16 марта 2018 г. одновременно будут действовать оба документа: и «старые», и «новые» Авиационные правила.

Таким образом, ситуация, описанная в примере 4, некритична. Однако, на наш взгляд, подобных ситуаций целесообразно избегать.

Информационное обеспечение

Законодательные основы

Гродненский ЦСМС имеет право официального распространения ТНПА в соответствии с договором с научно-производственным республиканским предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС).

Услуги группы стандартизации:

Перечень предоставляемых услуг:

Это необходимо Вам

Актуализация фонда ТНПА

Официальное распространение ТНПА

Заполненную заявку на приобретение ТНПА установленной формы Вы можете также отправить по тел/факс +375 (152) 64 31 27 или на адрес электронной почты nd@csms.grodno.by

Будем рады видеть Вас в числе наших клиентов.

Рассмотрение проектов ГОСТ

По поручению Госстандарта Гродненский ЦСМС предлагает всем заинтересованным организациям рассмотреть проекты межгосударственных стандартов. Ваши замечания и предложения необходимы для формирования консолидированного отзыва от Гродненской области. С информацией о проектах ГОСТ, находящихся на рассмотрении можно ознакомиться по ссылке ниже.

rightarr

Информация о рассмотрении проектов ГОСТ

В Республике Беларусь в качестве государственных стандартов действует более 24 тысяч межгосударственных стандартов (ГОСТ), которые играют важную роль в промышленности, направлены на повышение конкурентоспособности и экспортоориентированность белорусской продукции.

Роль межгосударственных стандартов неизмеримо возросла в рамках Евразийского экономического союза (Таможенного союза), поскольку такие стандарты применяются для выполнения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) (далее – ТР ЕАЭС (ТС)) и оценки соответствия требованиям ТР ЕАЭС (ТС).

В связи с этим в последние годы значительно увеличилось количество проектов ГОСТ, поступающих на рассмотрение в Республику Беларусь. Все проекты поступают в Госстандарт на следующих стадиях:

Читать статью  Что относится к строительным материалам косгу

При рассмотрении проектов ГОСТ необходимо учитывать законодательство Республики Беларусь, Евразийского экономического союза, потребности национальной экономики.

Что такое нпа тнпа

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АППАРАТЫ НЕОБИТАЕМЫЕ ПОДВОДНЫЕ

Unmanned underwater vehicles. Classification

Дата введения 2017-04-01

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский и испытательный центр поисково-спасательной техники» (ООО «НИИЦ ПСТ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК-416 «Гипербарическая техника»

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает классификацию необитаемых подводных аппаратов, предназначенных для проведения или обеспечения различных работ и исследований под водой (поиск и обследование подводных объектов, спасательные, водолазные, судоподъемные, подводно-технические работы, океанологические исследования и др.) [1]-[3]*.

1.2 Классификация, установленная настоящим стандартом, рекомендуется для применения во всех видах документации и в литературе, относящейся к подводным техническим средствам, относящийся к сфере работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 22.0.09-97/ГОСТ Р 22.0.09-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22.0.09-97/ГОСТ Р 22.0.09-95, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 подводный аппарат (ПА): Техническое средство для проведения или обеспечения различных работ и исследований под водой (поиск, допоиск и обследование подводных объектов, спасательные, водолазные, судоподъемные, подводно-технические работы, океанологические исследования и др.).

3.2 необитаемый подводный аппарат (НПА): Подводный аппарат, дистанционно управляемый по кабель-тросу оператором, находящимся на носителе или на берегу (телеуправляемый НПА), или работающий самостоятельно по программе (автономный НПА).

3.3 телеуправляемый НПА (ТНПА): Необитаемый подводный аппарат, связанный с носителем (судном, подводной лодкой, подводным аппаратом) посредством кабель-троса, по которому передается электропитание и/или сигналы управления, а также происходит обмен информацией.

3.4 автономный НПА (АНПА): Необитаемый подводный аппарат, не связанный с носителем кабель-тросом, способный перемещаться, погружаться и всплывать самостоятельно по заданной программе или по командам телеметрии.

3.5 буксируемый НПА: Необитаемый подводный аппарат, связанный с судном-носителем кабель-тросом и буксируемый судном по его траектории с возможностью, при наличии рулей (движителей), осуществлять маневрирование в вертикальной и/или горизонтальной плоскостях.

3.6 донный НПА: Необитаемый подводный аппарат, устанавливаемый на грунте или способный перемещаться по грунту.

3.7 дрейфующий НПА: Необитаемый подводный или полупогружной аппарат, перемещающийся в водной среде под действием течения.

3.8 поисковый НПА: Необитаемый подводный аппарат, использующий бортовую электронную аппаратуру для обнаружения затонувших объектов по их физическим полям с возможностью последующего обозначения объектов буями, гидроакустическими маяками или иными средствами.

3.9 обследовательский НПА: Необитаемый подводный аппарат, осуществляющий допоиск и телевизионное обследование обнаруженных контактов (объектов), а также обследование рельефа дна, характера грунта или иных измерений параметров среды или/и объекта.

3.10 ТНПА рабочего класса: Необитаемый подводный аппарат для проведения исследований, подводно-технических работ на аварийных и затонувших объектах, подводных сооружениях (нефтяных, газовых вышках, трубопроводах, кабельных трассах) с использованием манипуляторных устройств и инструментов.

3.11 океанологический (исследовательский) НПА: Необитаемый подводный аппарат, осуществляющий мониторинг параметров водной среды, съемку рельефа дна и изучение грунта, подводной флоры и фауны с помощью научно-исследовательской аппаратуры.

3.12 транспортный НПА: Необитаемый подводный аппарат, предназначенный для доставки груза на подводные объекты.

3.13 носитель НПА: Судно (надводное судно, подводная лодка, подводный аппарат), оборудованное устройством и техническими средствами для погружения и подъема НПА (устройство глубоководного погружения) и обеспечения базирования НПА (постоянно или временно), поддержания его в установленной степени готовности и использования по прямому назначению.

3.14 полуавтономный НПА: Необитаемый подводный аппарат, работающий в режимах как ТНПА, так и АНПА и/или трансформирующихся из одного вида в другой.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

5 Классификация

5.1 Основными классификационными признаками необитаемых подводных аппаратов являются:

— способ питания (энергетическая независимость аппарата от носителя);

— мощность системы электроснабжения;

— способ перемещения в воде;

— тип движительно-рулевого комплекса.

5.2 По назначению НПА подразделяют на следующие типы:

— многоцелевые (двойного применения).

5.3 По способу питания (энергетическая независимость аппарата от носителя) НПА подразделяют на следующие типы:

— телеуправляемые НПА, которые получают электропитание с носителя;

— автономные НПА, не связанные с носителем и имеющие собственные источники питания;

5.4 По способу управления НПА подразделяют на следующие типы:

— дистанционно управляемые оператором;

— автоматически управляемые по программе.

5.5 По массе НПА подразделяют на следующие типы:

а) микро, с массой менее 5 кг;

б) мини, с массой от 5 до 30 кг;

в) легкие, с массой от 30 до 100 кг;

г) средние, с массой от 100 до 2000 кг;

д) тяжелые, с массой более 2000 кг.

а) легкие с массой менее 50 кг;

б) средние с массой от 50 до 500 кг;

в) тяжелые с массой от 500 до 5000 кг.

5.6 По мощности системы электроснабжения НПА подразделяют на следующие типы:

— малые (выходная мощность до 10 кВт);

— легкие (выходная мощность до 30 кВт);

— средние (выходная мощность до 75 кВт);

— тяжелые (выходная мощность свыше 75 кВт).

5.7 По способу перемещения в воде НПА подразделяют на следующие типы:

— буксируемые, двигающиеся за судном-носителем по его траектории;

Читать статью  Списание материалов при строительстве объектов

— самоходные, имеющие движительную установку;

— донные, перемещающиеся по грунту;

— дрейфующие, перемещающиеся в толще воды под влиянием течения.

5.8 По типу движительно-рулевого комплекса НПА подразделяют:

— на активные (винтовые);

Библиография

Проектирование и эксплуатация подводных систем добычи. Часть 8. Подводные аппараты с дистанционным управлением (аппараты ROV) для подводных систем добычи

Свод правил по безопасной и эффективной работе дистанционно управляемых транспортных средств (ROV). Дополнение N 3 от июля 2009 г.

NORSOK U-СТАНДАРТ 102

Обслуживание дистанционно управляемого аппарата (ROV). Дополнение N 1 от октября 2003 г.

Ключевые слова: автономный, грунт, допоиск, кабель-трос, классификация, необитаемый подводный аппарат, обследование, поиск, телеуправляемый

Перечень ТНПА, ТР ТС и ЕАЭС

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ и ПЕРЕЧЕНЬ действующих технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, перевозки опасных грузов по состоянию на 2 августа 2021 г.

Перечень ТНПА Республики Беларусь действовавших в 2009-2020 годах

2300 технических нормативных правовых актов (ТНПА) действует на территории Республики Беларусь — 124 ТНПА являются обязательными, 402 содержат требования применяемые на добровольной основе, 1774 применяются если на них указали заказчик, проектировщик (в договоре, задании на проектирование, проектной документации).

За публикацию перечня технических нормативных правовых актов (технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы и т.д.) в Беларуси в соответствии с указом Президента от 16.07.2007 №318 отвечают госорганы их утверждающие.

Перечень действующих ТНПА расположен на сайте РУП «Стройтехнорм» — https://stn.by/standartisation/active.

Перечень действующих ТНПА

Перечень действующих ТНПА в Республике Беларусь

Правила применения ТНПА

Не все из 2300 ТНПА весящих около 1,5 Гигабайта являются обязательными к исполнению. Кроме того ни все пункты «обязательных» ТНПА является обязательными.

Главный ТНПА проектировщика ТР 2009/013/BY* «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» и Перечень технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY.

Обложка ТР 2009/013/BY

ТР 2009/013/BY* «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»

До введение в действие ТР 2009/013/BY «… Безопасность» отступление от пунктов ТНПА требовало обоснования, согласования с организацией разработавшей документ (см. пример — согласование отметки установки оповещателей), после ввода 01.08.2010 ТР 2009/013/BY — нет, т.к. регламент не содержит конкретных требований по слаботочным системам.

Отсутствие конкретики привело к появлению Перечня ТНПА, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY в котором приведена таблица с наименованием ТНПА и перечнем пунктов ТНПА выполнение которых обеспечивает соблюдение требований ТР 2009/013/BY.

Перечень ТНПА, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY

Перечень ТНПА, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»

На 01.01.2018 в перечне 526 ТНПА из которых 402 применяются на добровольной основе (требования заказчика, проектное решение проектировщика).

Требования ТР 2009/013/BY

Типы требований ТР 2009/013/BY

Применение на добровольной основе означает, что право выбора ТНПА предоставлено проектировщику или заказчику, а не применение ТНПА из Раздела 2 не свидетельствует о том, что разработанная проектная документация не соответствует ТР 2009/013/BY.

Пример применения ТР 2009/013/BY

В статье Подготовка к проектированию слаботочных систем первым действием указан перечень проектируемых систем, который как раз и зависит от того какими ТНПА будет руководствоваться проектировщик.

Можно соблюдать все ТНПА и все их пункты, а можно соблюдать только обязательные требования. Например, в соответствии с п.19.1 ТКП 45-3.02-108-2008 «Высотные здания» требуется проектирование Единой автоматизированной системы управления зданием (ЕАСУЗ), а в соответствии перечнем ТНПА взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY п.19.1 не является обязательным.

В соответствии с 6 абзацем Методических рекомендации по применению технического регламента ТР 2009/013/BY — ТНПА не являющиеся обязательными по сути, становятся обязательными для конкретной продукции или объектов, если на их применение указали: заказчик, проектировщик — в договоре, задании на проектирование, проектной документации; производитель, поставщик — при производстве и реализации продукции.

Пункт 19.20 ТКП 45-3.02-108 требует проектирования 22 систем, перечень ТНПА взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY — 5 систем (выдели красным).

п.19.20 ТКП 45-3.02-108-2008 «Высотные здания» Перечень ТНПА взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY (п.19.20 ТКП 45-3.02-108-2008 «Высотные здания»)

Выводы

С учетом вышеизложенного для себя — проектировщика, все технические нормативные правовые акты которые использую при проектировании объектов расположенных на территории Республики Беларусь делю на 4 перечня:

  • Действующие ТНПА — 2300 шт.;
  • ТНПА содержащие обязательные требования — 124 шт.;
  • ТНПА содержащие требования применяемые на добровольной основе — 402 шт.;
  • Другие требования (ТНПА не вошедшие в 1-3 Перечень, руководящие документы и т.п.).

Руководящие документы, например РД 28/3.008 «Технические средства и системы охраны. Порядок разработки технического задания на проектирование» — это не ТНПА и формально при проектировании документ можно не использовать, но дав ссылку на него в задании на проектирование делаю его обязательным (подробнее — здесь).

Количество систем, стоимость реализации слаботочных систем на объекте во многом зависит от того какой перечень ТНПА будет главным при проектировании, какие решения в части необходимых систем и их функционала примет заказчик.

Обновление: в соответствии с Указом Президента РБ от 05.06.2019 № 217 в 2020 технические кодексы установившейся практики должны быть заменены строительными нормами и правилами, как следствие при проектировании новых объектов следует руководствоваться СН и СП, перечисленные выше ТНПА — для объектов проектирование которых начато до введения СН и СП.

Вопросы отправляйте в Telegram. Недовольны работой VPN? Попробуйте Fornex.com.

Денис Маркевич – проектирую слаботочные системы более 12 лет. Хобби – блогинг, бег, велосипед. В блоге делюсь опытом, отвечаю на вопросы.

Источник https://ilex.by/news/tnpa-tolko-cherez-ekspertizu/

Источник https://deepcloud.ru/articles/chto-takoe-npa-tnpa/

Источник https://markevich.by/normativnye-dokumenty/perechen-dejstvuyushhix-tnpa-belarus.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: