Внутренняя планировка и обстановка жилья. Печь
Во внутренней планировке и обстановке жилой части дома проявляется тоже немало национальных черт. Особенно велико значение печи.
Печь, так называемая «русская», представляет собой характернейшую особенность восточнославянского жилища. Она отличает его от жилищ как восточных, так и западных соседей. У народов Сибири, Средней Азии, Кавказа господствует открытый очаг или пристенный камин-чувал, а также наружная хлебная печь. У народов Центральной Европы — очаг и развивающийся из него камин, печь-голландка. По сравнению с этими формами русская печь представляет собой более сложный и высокий тип, удовлетворяющий разным потребностям. Происхождение печи не вполне выяснено. Название ее связано с глаголом «печь», «пеку» и указывает, вероятно, на родство ее с хлебной печью. Но это только один из корней нашей печи. Другой прототип печи — «каменка», сохранившаяся и сейчас в самом примитивном виде в банях: это куполообразная кладка из камней, скрепленных глиной, без дымохода. Наконец, печь заменяет собой и очаг с дымоходом, который, видимо, некогда применялся в жилищах восточных славян 1 .
Русская» печь в старой крестьянской избе (Краснохолмский р-н, Калининской обл.)
По всей вероятности, «русская» печь возникла именно в Восточной Европе. Памятники трипольской культуры (III—II тысячелетия до н. э.) в Поднепровье свидетельствуют о существовании прототипа подобной печи уже в то время. Вероятно, от этих своих предков или предшественников—«трипольцев» — унаследовали восточные славяне «русскую» печь, а от них позже заимствовали ее их соседи и на востоке и на западе. Некоторые из них при этом соединили заимствованную печь с собственным очагом. Такую комбинацию мы видим на востоке у волжских татар, на западе — у карел, поляков, словаков.
Печь складывается из кирпича или — более старый способ, сохранявшийся у бедноты, — из глины. Она состоит из «опечья», невысокой деревянной рамы, заполненной утрамбованной глиной, и собственно печи в виде свода с «устьем» («челом»). В старину печь устраивалась без дымохода, и дым наполнял жилье и выходил через дверь. Такие «черные» избы сохранялись в более глухих местах, особенно у бедняков. На Севере, где избы имеют очень высокие потолки, и дым, поднимаясь вверх, не мешает людям, топка «по-черному» встречается местами и теперь.
Сложному происхождению печи отвечает сложность и разнообразие ее функций. Их можно насчитать до десяти; в других странах они выполняются совершенно разными приспособлениями. Это — хлебопечение; варка пищи; согревание жилья; мытье (у южных великорусов вместо бани); лежание и спанье (обычно для старых членов семьи); сушка одежды и обуви; подпечье — для мелких животных; хранение утвари — на печи, под печью, за печью и др. Следует отметить также особенно крупную роль, какую печь играла в обрядах, поверьях, традициях, фольклоре восточных славян.
План крестьянской бани (Вологодская обл.): 1 — предманник; 2 — баня: а — лавки; б — печь-каменка; в— полок; г—ведра
Господство печи у восточных славян обусловило и определенные формы кухонной утвари и способы приготовления пищи. В отличие от соседних народов, где употребляется подвесной (надочажный) или вмазанный котел, у нас издавна господствовал печной горшок. Котел обогревается снизу, горшок сбоку. Этим вызвана и характерная форма горшка и повторяющего его форму «чугуна», который берется снизу ухватом (рогачом). Собственно котел чужд восточно-славянской культуре. Самое название его заимствовано или с запада («котел» от народного латинского «catilla», нем. Kessel) или от тюрков («казан»).
Расположение частей жилища в избе «восточно-южновеликорусского» типа. План богатой усадьбы (серед. XIX в.) (Обоянский у., Курской губ.): 1 — изба;. 2 — стол; 3 — примост; 4 — топлюшка; 5 — печь; 6 — сени; 7 — комнатка; 8 — груба; 9 — светлица; а, 6 — красные углы; в — поставец; г, д — красные окна; е, к — волоковые окна; л — дымоход
Голбец и полати в северновеликорусской избе
Местами жилье имеет, помимо русской печи, дополнительные небольшие печки, служащие либо для обогревания, либо для мелкой варки, разогревания пищи. Они обычно бывают соединены с русской печью. У великорусов они называются «лежанка», в новое время также «голландка», у украинцев — «кабиця», «груба» («грубка»).
Печь безраздельно господствует у всех восточных славян. Но положение ее в доме различно, и это тоже один из характерных признаков, по которым различаются отдельные национальные группы.
У северных великорусов печь стоит обычно у двери, справа или слева от нее, повернута устьем к противоположной стене, т. е. к окнам, выходящим на улицу («челом к свету»). У украинцев, белорусов и части южновеликорусов положение печи то же, но устьем она повернута к входу. У другой части южновеликорусов печь ставится в противоположном от входа углу. Но здесь тоже две разновидности: устье повернуто или вбок от двери, или к двери. Последнюю разновидность Д. К. Зеленин приписывает однодворцам. По новейшим исследованиям Е. Э. Бломквист, расположение печи в противоположном от двери углу устьем к двери — это признак «восточно-южновеликорусского» плана (Орловская, Курская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская области), а положение ее в том же углу, но устьем к продольной стене, — это «западно-южновеликорусский план» (Калужская, Брянская области) 2 .
С положением печи в избе связано расположение и назначение других постоянных элементов жилья. По диагонали от печи находится «красный» («большой», «святой», «передний») угол. Там по старой традиции полагалось вешать иконы с лампадами, там вешают портреты, картины. В красном углу стоит прямоугольный стол, место которого в избе постоянно и который играет важную роль и в повседневной жизни семьи (для принятия пищи), и в обрядах, обычаях, поверьях народа. Это опять характерный элемент русской культуры: у других народов стол обычно не имеет постоянного места и не играет такой важной роли в быту. От красного угла по обеим стенам идут неподвижные лавки — опять характерный признак восточнославянского жилища. Короткая и широкая лавка от входной двери до угла называется обычно «коник» (так как она раньше украшалась конской головой).
Расположение окон тоже подчинено традиции. У северных великорусов узкая стена дома, выходящая на улицу и противоположная печи, имеет обычно три окна. В смежной стене, по диагонали от печи, одно окно. У украинцев узкая стена против печи имеет чаще одно окно, смежная стена — два. Окна с застекленными рамами («косящатые», или «красные») появились сравнительно недавно. Им предшествовали небольшие «волоковые» окна, с задвижкой.
Пол в жилье бывает двух видов: на юге земляной, на севере дощатый. Земляной пол в свою очередь подразделяется: просто земляной (в прошлом у южных великорусов) и глинобитный, плотно утрамбованный, иногда из смеси глины с навозом (украинцы, часть белорусов). У украинцев глинобитный пол содержится в тщательной чистоте. Дощатый пол господствует, естественно, там, где жилище приподнято над уровнем земли, т. е. прежде всего у северных и средних великорусов. У белорусов он встречается в болотистых местах. У них и у южных великорусов он делался прежде в более зажиточных домах, в настоящее время распространился широко. Там, где пол земляной (белорусы, украинцы), там слово «пол», «пiл» означает не то, что означает оно в русском литературном языке, а особый деревянный настил, или нары, устроенные вдоль стены между печью и противоположной стеной и служащие для спанья. Наш же пол называется по-украински «доливка», «дiл».
Для спанья и для складывания одежды служили также «полати» — дощатый настил под потолком. Полати делались или над входом, или вдоль боковой стены, но во всяком случае одним концом упирались в печь. Но полати известны не везде. У украинцев и части белорусов их не было. Сейчас они вообще почти нигде не сохранились.
У северных великорусов встречается одна особенность жилища: боковая часть его, от печи до противоположной стены, отделяется перегородкой. Это так называемый «чулан», или «шолнуш» («шомныша»), играющий роль кухни или женского отделения. «Чулан» — зародыш деления жилья на комнаты, и с появлением настоящих комнат он исчезает. Еще одна деталь северновеликорусского жилища — это «голбец», невысокая пристройка вдоль печи; поверхность ее служит для сидения и лежания, но она имеет дверцу и через нее ход вниз, в подполье. Голбец может служить также шкафом.
Принадлежностью старого жилища был «светец» (у белорусов «лучник», «комин») — приспособление для горящей лучины, служившей для освещения. Теперь «лучина», занимающая такое видное место в русском фольклоре, отошла в область прошлого. Жилище освещается керосином или — все чаще — электричеством.
Лучник в старой белорусской хате
Наконец, в жилище обычно есть детская колыбель («зыбка», «колыска», «люлька»). Восточнославянская колыбель всегда подвесная, в отличие от стоячей качалки, господствующей у народов юга и юго-запада.
Распределение мест в жилище и предметов обстановки было строго определено традицией. Каждый угол имел свое назначение и как бы заменял отдельную комнату. В.И. Даль указывал, что 4 угла крестьянской избы соответствуют гостиной («красный» угол), спальне, кухне и передней. С развитием многокомнатности жилища это распределение утрачивает свой смысл.
- О происхождении «русской печи» и о ее генетических связях высказывались разные мнения, и вопрос окончательно не решен. Некоторые авторы полагали, что русская печь непосредственно развилась из открытого очага; немецкий этнограф В. Герамб считал (1926), что это произошло через ограждение, очага с боков и сверху. К. Мошиньский рассматривает печь как результат своего рода сращивания древнего открытого очага с хлебной печью (первоначально ставившейся вне дома, как и теперь у южных народов). Есть также мнение, что переходной формой от очага к печи был глиняный колокол, употребляемый для печения хлеба, напр., у южных славян, румынов, венгров: такой колокол, высотой до 85 см., ставят на очаг и обкладывают раскален ными углями; по форме он представляет как бы маленькую передвижную печь. Некоторые исследователи полагали, что русская печь заимствована славянами от римлян (непосредственно или через
германцев), но это совсем неправдоподобно. ↩ - По предположению Бломквист, можно наметить примерную эволюцию расположения печи в жилище. Древнейший тип — это восточно-южновеликорусский план, что подтверждается археологическими данными и некоторыми пережитками этого плана в областях распространения других типов; а наиболее поздний тип — северновеликорусский, самый удобный в смысле сохранения тепла в жилье; распространение этого типа было, вероятно, связано с новгородской и московской колонизацией Севера. ↩
В этот день:
Дни рождения 1842 Родился Александр Львович Бертье-Делагард — выдающийся исследователь древностей Крыма, ученый-нумизмат, археолог, инженер-строитель. 1854 Родился Александр Васильевич Адрианов — сибирский просветитель, этнограф, путешественник, археолог. Дни смерти 1943 Умер Марк Аурель Стейн — венгерский путешественник, этнограф и археолог, исследователь Восточного Туркестана. 2005 Умер Владимир Иванович Матющенко — доктор исторических наук, специалист по археологии Западной Сибири от палеолита до эпохи средневековья. Исследователь таких известных памятников как Ростовка, Сидоровка, Еловский могильник, Самусь.
Внутреннее убранство русской избы
Интерьер русских изб в большинстве своем очень похож и включает в себя ряд элементов, которые можно встретить в любом доме. Если говорить об устройстве избы, то она состоит из:
- 1-2 жилых помещений
- сени
- горница
- чулан
- терраса
Сени и порог в доме
Первое с чем сталкивался гость, зайдя в дом — это сени. Это своего рода зона между отапливаемым помещением и улицей. Весь холод задерживался в сенях и не поступал в основное помещение. Сени использовались славянами в хозяйственных целях. В этом помещении держали коромысло и другие вещи. В сенях располагался чулан. Это помещение, которое отделялось от сеней перегородкой. В нем располагался ларь с мукой, яйца и другие продукты.
Отапливаемое помещение и сени отделяли дверь и высокий порог. Такой порог делался для того, чтобы холодному воздуху было сложнее проникать в теплое помещение. Кроме этого, существовала традиции, согласно которой гость, входя в помещение, должен был кланяться, приветствую хозяев и домового. Высокий порог как раз «принуждал» гостей преклоняться, входя в основную часть дома. Так как вход без преклонения обеспечивал удар головы об косяк. С приходом на Русь христианства поклон домовому и хозяевам дополнился осенением себя крестным знамением и поклоном иконам в красном углу.
Где ставили печь в русской избе
Переступая через порог, гость попадал в основное помещение избы. Первое, что попадало на глаза — печь. Располагалась она сразу слева или справа от двери. Русская печь — основной элемент избы. Отсутствие печи говорит о том, что строение является нежилым. Да и свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение. Еще одна важная функция данного устройства — приготовление пищи. До сих пор нет более полезного способа приготовления еды, чем в печи. В настоящее время существуют различные пароварки, которые позволяет сохранить максимум полезных элементов в пище. Но все это не сравнимо с приготовленной едой из печки. С печью связано много поверий. Например, считали, что она являлась любимым местом отдыха для домового. Или, когда ребенок терял молочный зуб, его учили бросать зуб под печку и говорить:
«Мышка, мышка, на тебе репяной зуб, а ты дай мне костяной зуб»
Также считалось, что мусор из дому нужно сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась внутри помещения.
Красный угол в русской избе
Красный угол — неотъемлемая составляющая внутреннего убранства русской избы. Он располагался по диагонали от печи (чаще всего это место выпадало на восточную часть дома — на заметку тем, кто не знает куда установить красный угол в современном жилище). Это было священное место, где находились рушники, иконы, лики предков и божественные книги. Необходимой частью красного угла являлся стол. Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб:
«Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»
Поэтому даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой. До сегодняшних дней сохранилось еще одно поверье связанное со столом: молодёжи запрещалось сидеть на углу стола, дабы избежать участи безбрачия.
Лавка с сундуком в избе
Предметы быта в русской избе играли каждая свою роль. Скрыня или сундук для одежды являлся важным элементов дома. Скрыня переходила по наследству от матери к дочери. В него складывалось приданное девушки, которое она получала после замужества. Располагался этот элемент интерьера русской избы чаще всего рядом с печкой.
Лавки также являлись важным элементов интерьера русской избы. Условно они делились на несколько видов:
- долгая — отличается от остальных длиной. Считалась женским местом, где занимались вышиванием, вязанием и т. д.
- короткая — во время трапезы на ней сидели мужчины.
- кутная — устанавливалась около печи. На ней ставились вёдра с водой, полки для посуды, горшки.
- пороговая — шла вдоль стены, где расположена дверь. Использовалась в качестве кухонного стола.
- судная — лавка выше, чем другие. Предназначалась для хранения полок с посудой и горшков.
- коник — мужская лавка квадратной формы с вырезанной конской головой сбоку. Располагалась около двери. На ней мужчины занимались мелким ремеслом, поэтому под лавкой хранились инструменты.
- «нищая» также располагалась у двери. На нее мог садиться любой гость, вошедший в избу без разрешения хозяев. Связано это с тем, что гость не может пройти в избу далее матицы (бревно, служащее основанием для потолка). Визуально матица выглядит как выступающее бревно поперек основных уложенных досок на потолке.
Горница — это еще одно жилое помещение в избе. Имелось оно у зажиточных крестьян, ибо подобное помещение мог позволить себе не каждый. Горница чаще всего устраивалась на втором этаже. Отсюда её название горница — «гора». В ней находилась другая печь, называемая голландкой. Это печь округлой формы. Во многих деревенских домах они стоят до сих пор, являясь украшением. Хотя даже сегодня можно встретить избы, которые отапливаются этими старинными приборами.
О печи уже сказано достаточно. Но нельзя не упомянуть и те инструменты, которые использовались в работе с русскими печами. Кочерга — самый известный предмет. Представляет собой железный прут с загнутым концом. Применялась кочерга для размешивания и сгребания углей. Помело же использовалось для очищения печи от углей.
С помощью ухвата можно было перетаскивать или передвигать горшки и чугунки. Он представлял собой металлическую дугу, которая позволяла захватывать горшок и переносить его с места на место. Ухват позволял ставить чугунок в печь без боязни обжечься.
Еще одним предметом, используемым в работе с печкой, является хлебная лопата. С помощью неё хлеб помещают в печь и вытаскивают после приготовления. А вот слово «чапля» знают не многие. Этот инструмент по другому называют сковородник. Использовался он для захвата сковороды.
Колыбель в избе
Колыбель на Руси имели различные формы. Были и выдолбленные, и плетеные, и подвесные, и «ваньки-встаньки». Названия же их были на удивление разнообразны: люлька, зыбка, колиска, качалки, баюкалка. Но с колыбелью связан ряд традиций, который оставался неизменным. Так, например, считалось необходимым устанавливать колыбель в том месте, где младенец может наблюдать рассвет. Качать пустую колыбель считалось плохой приметой. В эти и многие другие поверья мы верим и по сегодняшний день. Ведь все традиции предков основывались на их личном опыте, который новое поколение приняло у своих пращуров.
Зачем была нужна русская печь?
Печка — это кровать, герой сказок и главное место в русской избе. Рассказываем, кто любил лежать на печи, в какой части печи жил домовой и почему незамужние девушки прятались за ней.
Два самых известных героя русских сказок — Илья Муромец и Емеля — неразрывно связаны с русской печкой. Первый лежал на ней 33 года, пока его не наделили волшебной богатырской силой и отправили сражаться со злом. Второй же с печи и вовсе не слезал, а катался на ней, как в кабриолете. Печь присутствовала в фольклоре не просто так — вокруг нее крутился весь быт русских едва ли не до середины прошлого века.
Главное место в доме
Печь — самое теплое место в доме. Полежать, понежиться — предел мечтаний для крестьянина. И зимние месяцы он частенько проводил именно там. Причем лежать на печи мог только мужчина, глава семьи или старец. Женщины должны были поддерживать ее в «боевой» готовности, стряпать и заниматься другими делами. Дети же могли залезть на печь лишь ненадолго с позволения взрослых в качестве развлечения.
Печь фигурирует во многих произведениях русской литературы — например, Максим Горький в своем «Детстве» ее часто упоминает.
«Я спал между печью и окном, на полу, мне было коротко, ноги я засовывал в подпечек, их щекотали тараканы. Этот угол доставил мне немало злых удовольствий, — дед, стряпая, постоянно выбивал стёкла в окне концами ухватов и кочерги».
У печи был «бабий угол», или «кут», куда запрещено было заходить мужчинам. Там хранилась посуда и женщины занимались рукоделием. Часто кут от основной части избы даже отделяла специальная занавеска. За ней пряталась невеста перед свадьбой, здесь же женщины рожали и кормили грудью.
При строительстве новой избы первым делом проектировали печь, а потом уже все остальное. Отсюда пошла русская поговорка «Плясать от печки». С печью связаны и многие другие пословицы: «Станешь лежать на печи, так не будет ничего в печи»; «Хочешь есть калачи, так не лежи на печи».
Как выглядела печь
Русская печь обрела свой привычный вид приблизительно к XV веку. В разных областях России печи могли отличаться по устройству и материалам, из которых строили — они были каменные или глиняные, топились дровами (реже — лепешками из навоза, соломой или торфом).
Печь — главный элемент интерьера в традиционном русском доме, а старинные печи еще и занимали пространство едва ли не в полстены. От печи до противоположной стены строили деревянные полати, где можно было спать.
Печное дело было важным элементом русской жизни, а печники — востребованной и престижной профессией, ведь устройство печи было очень сложным.
Главная часть печи — горнило, или топочная камера, где горели дрова. В нем же готовили и еду — часто в растопленную или уже догорающую печь ставили глиняные или чугунные горшки, используя специальные ухваты, которые можно встретить в любом музее русского быта. В некоторых печах было такое большое горнило, что внутри можно было даже помыться.
Прямо под горнилом был «под», специальная выемка, где пекли хлеб. Его ставили, когда печь была еще горячая, появлялась хрустящая корочка, а потом при остывающей печи хлеб доходил внутри. В печи также делали топленое молоко (читайте подробнее о том, как появился этот уникальный русский напиток тут.)
Место, где устраивали лежанку, называлось «перекрышка». Она часто была под самым потолком, куда уходило все тепло. Уже догоревшая печь остывала очень долго, поэтому в ней и на ней можно бы подогревать пищу и воду, а в небольших нишах «печурках» хранили или сушили провиант — грибы или травы, туда могли класть одежду или обувь.
Ninara (CC BY 2.0)
Дрова, кочергу и прочие технические атрибуты хранили на специальном «подпечье», обиталище мышей и тараканов. Туда же складывали и ненужный хлам.
В богатых домах печи украшали расписными глиняными изразцами. Это ремесло стало особенно востребованным в кон. XIX — нач. XX века, когда в моду вошел «русский» стиль.
Мистическое и практическое значение русской печи
Суеверные русские крестьяне верили, что за печью или в «подпечье» живет домовой. Считалось, что печь исцеляет — на нее клали больных людей в надежде на скорое выздоровление, печным паром дышали также веря в его полезные свойства. Печную золу не выбрасывали — ее использовали для лечебных мазей, отваров, а также в более практических целях — как мыло и отбеливатель для белья.
Печь топили с наступлением первых холодов — примерно с октября и по апрель-май. У наших предков всегда было много примет и поверий на предстоящую погоду — и по печи они тоже могли делать метеопрогноз. Если была сильная тяга или красный огонь, то скорее всего будут морозы. Если дрова горят тихо и огонь белый, то ждать оттепели.
Судьба печи
Станислав Жуковский «В старом доме»
Тверская картинная галерея
С середины XIX века массивные русские печи стали уступать место компактным кирпичным голландским печам. Они были не только меньше, но и проще в устройстве. Полежать на них нельзя, но на ней есть небольшое пространство вроде плиты для приготовления пищи.
Сейчас русскую печь можно встретить редко, на них можно посмотреть разве что в музеях. В современных же деревенских домах до сих пор держат голландские.
Источник https://arheologija.ru/vnutrennyaya-planirovka-i-obstanovka-zhilya-pech/
Источник http://xn—-ctbjypmbbheq3i7a.xn--p1ai/vnutrennee-ubranstvo-russkoj-izby
Источник https://ru.rbth.com/read/1090-russkaya-pech-istoriya