Карнизная планка: зачем нужна и как правильно оформить свес кровли

Карнизная планка: зачем нужна и как правильно оформить свес кровли

Карнизная планка — обязательный доборный элемент любой скатной кровли. Ее устанавливают на карнизном свесе перед монтажом кровельного покрытия, и это один из важнейших элементов для защиты карниза от влаги. Но не только — у карнизной планки на кровле много функций. С них мы и начнем.

Карнизная планка на кровле

Содержание

Что такое карнизная планка и зачем она нужна

Карнизная планка — это уголок, который устанавливается на обрешетку вплотную к свесу. Одно плечо этого уголка накрывает крайние бруски обрешетки или первые 100-150 мм сплошного настила, второе направлено вниз и образует вместе с водосточным желобом узел, который закрывает боковую грань обрешетки и торцы контрреек. Этот узел может дополнять капельник, как на фото ниже. Но это редкость — чаще всего капельник выводят под водосточным желобом.

Как устроен карнизный узел кровли

Такая конструкция позволяет карнизной планке выполнять на кровле сразу несколько функций:

  1. Защита карниза от задувания воды и снега. Здесь все просто и очевидно: без защиты открытая обрешетка и контррейки будут легко намокать при сильном косом ливне или во время метели. Кроме того, ветер будет просто задувать снег и дождь в полость внутри кровли, которую создает контробрешетка.
  2. Ветровая защита карниза. Карнизная планка оставляет небольшой зазор, необходимый для вентиляции кровли, но при этом не дает ветру подрывать и лохматить кромку гидроизоляции на карнизе.
  3. Оформление карнизного свеса. Открытые торцы контробрешетки и обрешетки — это просто неэстетично. Поэтому карнизная планка нужна еще и для того, чтобы придать свесу кровли завершенный вид.
  4. Отведение влаги из-под кровельного покрытия. На некоторых видах кровельных материалов — в основном, металлических — с внутренней стороны может конденсироваться влага из-за перепада температур. Часть ее стекает по кровельному покрытию к карнизу и оттуда отводится карнизной планкой в водосточный желоб.
  5. Фиксация подкладочного ковра. Карнизная планка для мягкой кровли даже важнее, чем для остальных видов крыш. Помимо стандартных четырех функций, она еще и дополнительно закрепляет подкладочный ковер на карнизе.

Учитывая важность карнизной планки для кровли, ее можно не ставить только на временных строениях, а также на беседках, навесах и подобных постройках.

Какую карнизную планку выбрать для кровли

Карнизные планки для кровли бывают двух видов: металлические и битумно-полимерные на основе стеклоткани.

Металлические карнизные планки — это стандарт. Их используют со всеми видами кровельных покрытий, а для металлочерепицы, профнастила, фальцевой кровли это единственно возможный вариант.

Чтобы карнизная планка гармонично смотрелась на кровле, она должна быть точно того же цвета, что и остальная кровля. Если кровельное покрытие металлическое, планка должна быть изготовлена из такого же металла. То есть медную кровлю нельзя комплектовать стальными карнизными планками, они обязательно тоже должны быть изготовлены из меди. Это связано не только с эстетикой — соединение разнородных металлов приводит к ускоренной коррозии в месте их соприкосновения.

Карниз из меди

Стальные карнизные планки для большей долговечности изготавливаются из оцинкованной стали с полимерным покрытием. В этом случае их срок службы зависит от двух факторов:

  1. Плотность оцинковки. У бюджетной стали плотность слоя оцинковки обычно 142,5 г/м 2 и менее, у металла средней ценовой категории — 180-225 г/м 2 , производители премиум-уровня делают доборные элементы из стали с плотностью оцинковки 275-350 г/м 2 .
  2. Тип полимерного покрытия. Глянцевый полиэстер — самое дешевое, а потому распространенное полимерное покрытие. Оно же самое недолговечное и прослужит 15-20 лет. Матовый полиэстер чуть дороже, и карнизная планка с таким покрытием прослужит на 5-10 лет больше, чем с глянцевым. Срок службы карнизных планок с покрытием из PVDF — 30-40 лет. А лучшими считаются различные виды покрытий на основе полиуретана, которые могут защищать сталь от коррозии 40-50 лет, иногда даже дольше.

С точки зрения соотношения цены и качества, оптимальный вариант — это карнизная планка из стали с плотностью слоя оцинковки около 200-220 г/м 2 и с покрытием из матового полиэстера.

Стальная карнизная планка

Битумно-полимерные карнизные планки используются только с двумя видами кровельных покрытий: с битумной черепицей и ондулином. И то, карниз мягкой кровли лучше оформлять стандартными металлическими доборными элементами. С ондулином, к сожалению, вариантов нет — из-за особенностей материала использовать с ним нужно именно те комплектующие, которые предлагает производитель.

Читать статью  Вентиляция мягкой кровли: зачем нужна и как сделать

У битумно-полимерных карнизных планок есть два преимущества. Первое — цена. Они стоят намного дешевле металлических. Второе — простота раскройки и обработки. Их можно без проблем резать обычными ножницами. В остальном они сильно проигрывают металлу. Особенно в долговечности и прочности. Поэтому распространения они и не получили.

Кроме материала, при выборе карнизной планки нужно учитывать:

  1. Угол сгиба. Он должен быть чуть больше угла, под которым сходятся скат кровли и лобовая доска. Если вы используете стандартные карнизные планки, допустимо отклонение на 15° — это та величина, на которую можно сравнительно безболезненно подогнуть уголок по месту.
  2. Обработку кромок. Длинные края карнизных планок обязательно должны быть завальцованы. Это нужно не только для эстетики, но и для защиты кромки от воздействия влаги и последующей коррозии. Кроме того, завальцованные края увеличивают жесткость планки.

Еще нужно правильно подобрать размер планки. Ее нижнее плечо обязательно должно заходить в водосточный желоб.

Как установить карнизную планку на кровлю

Карнизная планка — это первый элемент кровли, который устанавливается на обрешетку. Если на крыше есть ендова, монтаж карнизной планки начинается с нее.

Чтобы снизить вероятность протечки в разжелобке, карнизные планки, как правило, крепятся с заведением на соседний скат. Для этого нижнее плечо планки срезается на 100-150 мм, при этом оставляется небольшой язычок, чтобы с его помощью соединить два элемента друг с другом.

Монтаж карнизной планки в ендове мягкой кровли

Дальше планки устанавливаются на всех карнизных свесах крыши. Их укладывают с нахлестом 100 мм и фиксируют примерно каждые 150 мм в шахматном порядке по двум линиям крепления: на 1/3 и 2/3 от ширины верхнего плеча планки.

Как крепится карнизная планка

Для крепления карнизных планок на кровле используют ершеные гвозди или саморезы с плоскими шляпками. Важно, чтобы они заходили в планку строго перпендикулярно свесу и были закручены ровно, иначе в местах креплений начнется коррозия.

Для оформления карнизного свеса возле фронтона верхнее плечо планки иногда подрезают на 50-100 мм, а потом срезают верхний уголок нижнего плеча. Это позволяет загнуть планку так, чтобы она «обняла» свес. Загнутый язычок крепят на фронтонном свесе одним гвоздем или шурупом.

Такой способ монтажа повышает устойчивость карнизной планки к срыву сильным ветром. Но из-за сложности он не очень распространен.

Если речь о вальмовой или шатровой кровле, то монтаж карнизной планки начинают с одного из ребер (хребтов). При этом, как и в случае с ендовой, нижнее плечо планки срезают на 100-150 мм так, чтобы остался язычок, а верхнее загибают на соседний скат.

Подведем итоги

Карнизная планка — доборный элемент, который устанавливается на карнизе кровли непосредственно перед монтажом основного покрытия. Она защищает карнизный свес от задувания снега и дождя, а также от ветра. Кроме того, она нужна для отвода конденсата с внутренней стороны кровельного покрытия, дополнительного крепления подкладочного ковра мягкой кровли и просто оформления свеса.

Для всех видов кровли, кроме ондулина, лучше всего подходят металлические карнизные планки. Для медных и алюминиевых кровель нужны доборные элементы из меди и алюминия, соответственно, а для стальных — карнизные планки из оцинкованного металла с полимерным покрытием. Лучшее соотношение цены и качества у планок с плотностью оцинковки 200-220 г/м 2 , которые покрыты защитным слоем из матового полиэстера.

Как сделать карниз кровли

Карниз кровли является той частью крыши, которая создает навес над стенами. При этом он защищает стены от попадания влаги. Длина карниза должна быть не меньше 50-60 сантиметров. В противном случае можно принудительно удлинить стропила при помощи специальных элементов — кобылок кровли.

  • Не подшитые – при одно- или двухскатных крышах, а так же кровле вальмового типа;
  • Подшитые – для двухскатных крыш (прочитайте также: «Как сделать двухскатную крышу»);
  • Коробчатые – распространены на вальмовой, одно-, двухскатной кровле;
  • Укороченные – можно встретить на всех типах крыши.

Карнизная планка для гибкой черепицы является продолжением крыши. При выборе нужно учитывать особенности климата.

карнизная доска

Заподлицо — выполнение, связанное с тем, что стропила не выходят за границу стен. Карнизный узел плоской кровли должен быть зашит доской для слива. Это защищает стены от влаги. Деревянный дом потребует длины не менее 55 сантиметров, кирпичный – длину несколько короче (читайте: «Узлы деревянных крыш: особенности крепления»).

Открытым свесом называют выход стропил за пределы стен. Длина такого свеса составляет от 50 до 60 сантиметров. Крепление водосточных желобов осуществляется на верхние кромки карниза.

Свесы закрытого типа применяются при наличии специального паза у стропил, которые выходят за границы стены. Он используется для крепежа составляющих обшивки. Рекомендуется прокладывать вентиляцию закрытого карниза. Читайте также: «Чем обшить фронтон крыши».

Фронтонный свес может напоминать заподлицо или иметь выступ за границы стены. Обязательное правило – зашивка (прочитайте: «Фронтонный свес — варианты оформления»).

Читать статью  Больше пространства: ломаная крыша для частного дома

Устраиваем обшивку и подбираем материалы

Основной материал при обшивке свесов крыши – дерево. Как правило, это ель, лиственница или сосна. Важный момент: выполнение обшивки только сухими досками. Если этого не учесть, то произойдет сушка материала. В результате этого образуются щели. Толщина обшивочных досок должна составлять от 17 до 22 миллиметров. Длина высчитывается, исходя из длины свеса, а ширина – может быть произвольной.

Крепеж досок осуществляется с двух сторон при учете шага в 1 метр. Рекомендуется произвести обработку досок при помощи влаго- и пожарозащитных составов. При этом вы увеличите срок эксплуатации деревянных материалов и снизите расходы на дальнейшее обслуживание сооружения. Защитные составы могут содержать краску или лак для деревянных покрытий.

карнизная планка для мягкой кровли

Особой популярностью пользуется обшивка карниза вагонкой. При этом необходимо оставлять зазор в 10-15 миллиметров для создания естественной вентиляции.

Сегодня можно встретить материалы для обшивки из поливинилхлорида или, как его еще называют, «винилового софита».

  • доступная цена;
  • надежность;
  • хорошая вентиляция;
  • защита от насекомых и грызунов;
  • эстетичность;
  • совместимость с материалами для кровли.

Укрепляем и защищаем кровельный свес

Для предотвращения деформации и провесов обшивки – соедините ее с деревянной конструкцией. Обязательные условия: крепеж «коробочек» и соединительных элементов стропил для всех вариантов подшивки карнизов крыши.

карнизная планка для гибкой черепицы

Другой вид защиты – это установка нагревательных элементов в желоба для стока воды. Это поможет быстрому таянию снега и льда, что предотвратит давление на свес.

Создаем вентиляционные отверстия

Вентиляция кровли – обязательная процедура для устранения ряда проблем. Например, повреждение слоя гидроизоляции, возникновения сырости и т.д.

Существует 2 вида вентиляции свесов. Для первого типа вам необходимо оставить зазор между обшивкой и стеной. Второй способ предполагает установку решеток разной формы для вентиляции. Они должны быть аккуратно вставлены в софиты для кровли. При использовании натуральной черепицы – установите специальные черепичные листы, которые должны иметь вентиляционные отверстия. Материал должен располагаться в пятом ряду от карнизного свеса.

Помните, что монтаж карнизной планки должен начинаться с создания вентиляционных отверстий. Они, в свою очередь, должны быть открытыми. Читайте также: «Софиты для подшивки кровли».

Помимо практического значения, свес кровли является и эстетическим элементом дома. Поэтому кровельный карниз внешне должен быть достаточно привлекательным.

В целом, карнизная планка для мягкой кровли, устанавливается достаточно легко. При этом советуем изучить фото- и видеоматериалы по монтажу капельника. Если вы чувствуете, что вам не под силу осуществить все монтажные работы самостоятельно – то рекомендуется обратиться к специалистам.

Разновидности, технология формирования и подшивка свесов кровли

foto72676-3

Формирование карнизов крыши завершает работы по ее обустройству и выполняется на последних этапах строительства.

Этот узел встречается практически в каждом проекте со скатными крышами, отличия проявляются лишь в параметрах и способах его заложения.

Как красиво оформить край крыши, что нужно учесть при подборе материалов — читайте далее.

Классификация и основные виды

В классических скатных крышах выделяют 2 основных вида карнизов с разным способом обустройства и местом расположения:

    Фронтонные, формирующиеся боковыми частями кровли, выступающими со стороны фронтонов. Этот тип карниза подвергается существенным ветровым и влажностным нагрузкам и выполняется максимально герметичным.

Длина выступающих частей обрешетки, конька и мауэрлата, как правило, ограничена 50 см, с наружной стороны фронтонные карнизы закрываются лобовой доской.

foto72676-1

Длина таких карнизов выбирается из соображений целесообразности и привлекательности (при минимуме в 30 см и стандартном рабочем диапазоне в пределах 35-50), но в большинстве случаев величина их выступа больше, чем у фронтонных.

foto72676-2

Важно понимать, что тип и число карнизов напрямую зависит от конструкции крыши. В ряде случаев краевые участки просто не имеют выступа, в шатровых и вальмовых крышах все свесы относятся к карнизным, в многощипцовых – к фронтонным.

Справка. Общие требования к конструкциям остаются прежние – карнизы являются важным элементом крыши и обустраиваются с учетом своего назначения и условий эксплуатации.

  • Карнизы с разной степенью открытости: подшитые и не подшитые. Подшитые виды в свою очередь разделяют на коробчатые (перпендикулярные стенам дома) и облицованные параллельно стропилам. Открытые карнизы характерны для холодных крыш частных домов.
  • Карнизы с разной длиной выступа, включая конструкции, не выступающие за пределы стен. При обустройстве последних стропила не выводятся за пределы стен и закрываются сливной доской, удерживающей водосточные желоба.
  • Карнизы с разной степенью продуваемости и герметичности: сплошные, вентилируемые по всей площади и комбинированные.

Устройство и функции

Конструктивно карнизы представляют собой продолжение скатов крыши и формируются за счет удлинения или выноса стропильной системы. Верхняя часть карниза закрывается выбранным покрытием, нижняя – выполняется открытой или подшивается. В качестве кровельного элемента карнизы выполняют защитные и декоративные функции и закладываются с целью:

foto72676-4

  • Гармоничного завершения архитектурного ансамбля крыши.
  • Отвода осадков и влаги от растаявшего снега от фундамента дома, на или за края отмостки.
  • Защиты фасада и окон от грязи и брызг.
  • Обеспечения продувания пирогов в утепленных и холодных вентилируемых крышах, без промокания изоляционных прослоек и других элементов.
  • Удержания элементов водосточной системы.
Читать статью  Расценки на работы - Кровля и водостоки в г. Харьков

Способы формирования карнизных узлов

Порядок действий при обустройстве зависит от типа и габаритов стропильной системы. Карнизная часть подвергается снеговым и ветряным нагрузкам и зачастую рассчитывается с учетом потребности в выдержке веса водосточных желобов или других элементов помимо собственного.

Сечение и частота ее несущих элементов должно совпадать с параметрами основного каркаса или быть достаточными для данных нагрузок. Как следствие узлы формируют одним из двух способов:

  • Удлинением стропильных ног до получения нужного выноса. Способ считается более простым в исполнении и оптимальным при больших весовых нагрузках на карниз, но редко применяется при большой площади скатов. Длина пиломатериалов для кровельных каркасов ограничена 6 м, при превышении этого значения конструкции приходится сращивать, что не всегда удобно.
  • Наращиванием стропил кобылками (зачастую облегченными и имеющими меньшее сечение чем у стропил) позволяет вынести карниз на большую длину. Но сам процесс при этом усложняется и затягивается.

Оптимальный размер

Длина выноса определяется с учетом ряда факторов, включая:

foto72676-5

  • Рекомендации производителей кровельных покрытий и требования СНиП II.II-26-76. Последние регламентируют минимальную длину карниза исходя из типа кровли и конструкции крыши. При покрытии крыш волнистыми шероховатыми листами (шифер, ондулин) этот параметр составляет 50 мм, композитной или натуральной черепицей – 70 мм, металлической кровлей – 100 и более мм.
  • Климатические условия региона. В заснеженных и дождливых районах карниз выполняют более длинным (до 80-100 см) с целью лучшей защиты фасада и окон от осадков.
  • Уклон крыши. С крутых скатов осадки сходят быстро и сильнее забрызгивают фасад. На пологих крышах траектория схода воды более безопасна.
  • Соображения эстетичности и пропорциональности. Широкие карнизы визуально снижают постройку, особенно при малом уклоне ската, и наоборот.

Обратите внимание! Рекомендуемый нормами минимум составляет 20-30 см, при оптимальном диапазоне в 40-60 см. При неблагоприятных условиях эксплуатации длину карнизного свеса увеличивают до 1 м. В целом проекты с чрезмерно узкими или широкими карнизами встречаются редко.

Вентиляция крыши

Для обеспечения достаточного воздухообмена под кровлей и между слоями пирога нижняя часть карниза выполняется продуваемой. Оптимальные результаты достигаются при подшивке карниза перфорированными софитами или монтаже материалов с небольшими вентзазорами.

Сечение отверстий должно быть не слишком большим (в противном случае внутрь попадают влага, мусор, насекомые или даже птицы), но достаточным для выполнения норм естественной вентиляции крыши. Для определения минимальной общей площади продухов площадь нижней части свеса делится на 300, к полученной величине добавляют 10-15 % запас для исключения рисков случайного забивания.

Важно понимать, что принятые меры будут бесполезны при перекрытии в ходе обустройства карнизов продухов и вентиляционных зазоров внутри самого пирога. Чаще всего такие ошибки совершаются при неправильном выводе конденсата с изоляционных пленок, нарушениях при наращивании кобылок или набивки боковых планок.

При недостаточной естественной вентиляции, отсутствии возможности выполнения карниза продуваемым или повышенных требованиях к их герметичности (яркий пример – многощипцовые крыши с исключительно фронтонными свесами) в схему вводят дефлекторы или аэраторы. Количество устройств принудительного вентилирования зависит от сложности и площади крыши (от 1 шт. на 25 м 2 , при минимуме от 2 шт. на кровлю).

Выбор материалов и способы обшивки

При выборе подшивки предпочтение отдается максимально долговечным и легким материалам, устойчивым к влаге, коррозии, гниению, ультрафиолету и механическим воздействиям. Нужными свойствами обладают:

При использовании этих материалов важно помнить о необходимости противопожарной и антисептической обработки, сушки и сортировке древесины.

На заметку. При использовании сплошных материалов нужные показатели вентилирования достигаются за счет самостоятельно сверления панелей, монтажа с зазорами или установке специальных решеток. Последние зачастую заменяют смотровые окна и используются при очистке карнизов.

В зависимости от способа крепежа материалов подшивка бывает косой (диагональной, параллельно основной плоскости стропил) и горизонтальной (с коробкой перпендикулярной фасаду). Последняя считается оптимальной при высокой крутизне скатов и более экономной из-за сокращения расхода материалов.

Исключения делают для подшивки фронтонного карниза, фиксирующейся только по обрешетке. Данные участки закрываются сплошными панелями и максимально герметизируются. Но в любом случае панели могут укладываться как вдоль, так и поперек карниза.

Самостоятельный подход к устройству карниза

foto72676-7

Технология формирования и подшивки карниза считается сравнительно простой и при желании выполняется своими силами.

Но все мелочи продумываются заранее: от способа обустройства и вентиляции до потребности в скрытии за подшивкой коммуникаций и инженерных элементов.

Работы начинаются с замеров и составления схемы размещения панелей и завершаются их монтажом. При выборе материалов предпочтение отдается готовым системам с софитами и J-планками, без проблем фиксирующихся к обрешетке саморезами. Формирование карнизного свеса завершается монтажом лобовой планки и креплением желобов или других элементов кровли.

Заключение

Стоит отметить, что несмотря на явное функциональное назначение при выборе типа и параметров карнизов важно представлять его сочетаемость с внешним обликом крыши. Творческий подход при обустройстве всегда приветствуется, пропорциональный и аккуратный карниз придает постройке завершенный и оригинальный вид и наоборот.

Источник https://krovgid.com/drugoe/karniznaya-planka-zachem-nuzhna-i-kak-pravilno-oformit-sves-krovli.html

Источник https://kryshadoma.com/sves-kryshi-karniz/kak-sdelat-karniz-krovli.html

Источник https://stroim-domik.org/stroitelstvo/krysha/ustrojstvo-kr/karnizy

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: