Все о вирусах и бактериях простыми словами

Что такое «вирусы»?

Вирусы — это мельчайшие частицы (от 15 до 3500 нм), своеобразные формы жизни, имеющие неклеточное строение, которые содержат собственный геном и способны размножаться только в клетках других организмов. Увидеть их можно в электронный микроскоп.

Впервые вирусные частицы были описаны Д. Ивановским (1892 г.) и М. Бейеринком (1898 г.). С тех пор их изучает отдельный раздел биологии – вирусология.

На настоящий момент считается, что вирусы — самая распространенная биологическая форма на Земле, насчитывающая около 100 млн. видов.

Обычно находятся они либо вне клеток (в покое), либо внутри их (вегетативная или репродуцирующая форма).

Ученые-биологи до сих пор спорят о том, что же такое вирусы, живые они или нет, разумные или не совсем.

Так как жить эти частицы могут только в чужих организмах, они являются паразитами. Встраивая свой генетический материал в клеточную структуру, они заставляют клетку воспроизводить себе подобных, разрушая её саму.

Вирион представляет собой комплекс нуклеиновой кислоты и белка (простые). В сложных есть еще и гликопротеиды. Снаружи находится оболочка – капсид, который защищает частицу от внешних воздействий и обеспечивает адсорбцию на нужных клетках-донорах. Он бывает спиральной, продолговатой, икосаэдрической и смешанной формы.

В зависимости от вида нуклеиновой кислоты, вирусы бывают РНК- и ДНК-содержащие.

Примеры первых: ротавирусы, ВИЧ, возбудители гепатита С, А и Е, гриппа, полиомиелита, бешенства, кори, лихорадки Эбола, ТОРС, коронавирусы (в частности, COVID-19) и др.

Ко вторым относятся: возбудители оспы, гепатита В, герпеса, папиллом и др.

Борьба с вирусами

Само название «вирус» в переводе с латыни обозначает «яд». И действительно, паразитируя в клетках других организмов, вирусы наносят им вред, заставляя работать на себя и, в конечном итоге, разрушая.

Находясь во внешней среде, эти зловредные сущности быстро погибают от сторонних воздействий: высокой температуры, солнечного света, дезсредств. Устойчивость к внешним факторам зависит от вида вируса. Например, при комнатной температуре возбудитель гепатита В живет до 3 месяцев, гепатита А — несколько недель.

При замораживании вирусы сохраняются месяцы, иногда даже годы.

Попадая в организм человека, животных или растений различными путями (воздушно-капельный, контактный, половой, алиментарный, через кровь), они поражают органы и ткани, вызывая различные заболевания.

Ученые научились использовать некоторые виды вирусов во благо человеку. Например, бактериофаги паразитируют в патогенных бактериях и ведут к их гибели, что помогает победить болезнь.

Вирусы обладают большой изменчивостью, что значительно затрудняет борьбу с ними.

Инфицированный организм обычно сам мобилизует свою иммунную систему для уничтожения вредных захватчиков.

Разрабатываются профилактические и лечебные меры для предотвращения распространения вирусных заболеваний.

Средства борьбы с вирусами:

  • лекарства — интерфероны и препараты, активирующие выработку этих веществ самим организмом, противовирусные средства;
  • введение больным антител плазмы переболевших людей;
  • вакцины для создания активного искусственного иммунитета (специфическая профилактика);
  • неспецифические методы:
    • соблюдение личной гигиены (мытьё рук, ношение медицинских масок, исключение незащищенных половых контактов, применение индивидуальных средств гигиены, одноразовых шприцов);
    • здоровый образ жизни (закаливание, режим труда и отдыха, полноценное питание, свежий воздух);
    • использование различных мер дезинфекции (уборка помещений с моющими и дезинфицирующими препаратами, такими как Септолит, обеззараживание воздуха путем облучения бактерицидными лампами, проветривание, кипячение воды, тепловая обработка продуктов питания, стерилизация инструментов).

    Дезинфицирующие средства от вирусов

    В настоящее время к дезинфектантам предъявляются повышенные требования.

    Они должны обладать:

    • широким спектром действия, чтобы эффективно и быстро уничтожать патогенные бактерии, грибки и вирусы;
    • низкой токсичностью;
    • хорошей растворимостью в воде и простотой использования;
    • доступной ценой.

    Например, препараты Септолит, которые производит компания Сателлит — это профессиональные дезинфектанты, отвечающие всем современным нормам и разрешенные Роспотребнадзором для дезинфекции как в различных учреждениях, так и в быту.

    Рабочие растворы хлорсодержащих таблеток «Септолит ДХЦ» и жидкого концентрата «Септолит Плюс» идеально подходят для обеззараживания пола и других водостойких поверхностей при ежедневной и генеральной уборке любых помещений по противовирусному режиму.

    Благодаря сочетанию дезинфицирующих и моющих свойств «Септолит Тетра» удается избавиться от бактерий, грибков и вирусов (в том числе, ВИЧ, гепатитов, полиомиелита, COVID-19) при обработке медицинских и маникюрных инструментов, оборудования, мебели, игрушек, посуды.

    Все о вирусах и бактериях простыми словами

    Вирус — одно из самых популярных слов в последние полтора года. Все мы знаем, что от него надо защищаться, а еще помним, что вокруг много и других микроорганизмов — например, бактерий. Кстати, чем они отличаются от вирусов? От чего на самом деле помогают антибиотики, и почему от гриппа надо прививаться каждую осень? Вирусы и бактерии — единственные представители микромира? Возможно ли создать универсальное лекарство, чтобы раз и навсегда избавиться от опасных микроорганизмов? Чтобы ответить на эти вопросы и знать, как от них защищаться, нужно понимать, что собой представляют эти невидимые существа. В этой статье мы выясним, что такое микроорганизмы, вирусы и бактерии, и почему универсальное оружие от них никогда не появится.

    Вирусы, микробы, бактерии – что это такое?

    Вирусы

    Говоря строго, вирусы — это не совсем существа: ученые называют их неклеточной формой жизни или даже организмами на границе живого. Все потому, что вирусы 1 не обладают важным свойством живого — клеточным строением, которое есть у всех животных, растений, грибов и бактерий. Они не имеют собственного обмена веществ, поэтому не могут жить сами по себе. Для существования им всегда нужен другой организм, по сути, вирусы являются внутриклеточными паразитами.

    Размеры вирусов колеблются от 20 до 350 нм (нанометр – одна миллионная миллиметра). Самые мелкие — парвовирусы, которые вызывают заболевания животных: всего 18 нм в диаметре. Вирусы гриппа побольше: 80–120 нм. А возбудители оспы и трахомы совсем «великаны»: достигают 300 нм, и их даже можно рассмотреть в обычный световой микроскоп (а чтобы увидеть более мелкие вирусы, необходим уже электронный).

    Хотя вирусные заболевания преследовали людей во все времена, сами вирусы открыты совсем недавно по историческим меркам: их существование подтвердил в 1892 году русский микробиолог Дмитрий Ивановский. В студенчестве он изучал болезни растений и заинтересовался природой мозаичной болезни табака. Через несколько лет опытов Ивановский сумел разглядеть в световой микроскоп скопления возбудителя этой болезни, после чего он рассказал о своих изысканий в статье. А первого возбудителя вирусного заболевания человека — желтой лихорадки — обнаружили только в 1901 году. И только в 1937-м получилось разработать вакцину от нее, а ведь эта болезнь убивала людей несколько веков! С момента открытия вирусы активно изучаются, но большая их часть все еще даже не систематизирована. А ведь регулярно появляются новые вирусы! При этом даже нет единой гипотезы, как произошли вирусы, с которой были бы согласны все вирусологи. Одни считают их потомками доклеточных форм жизни, другие — «сбежавшими» генетическими структурами, которые отвоевали себе немного независимости от клеток. Зато уже подсчитано количество всех вирусов на планете: 10 в 39 степени — это больше, чем звезд во Вселенной. Прежде чем получить такое число, ученые выяснили, 2 что каждый день на квадратном метре нижнего слоя земной атмосферы скапливается более 800 млн вирусов.

    Вирусы устроены очень лаконично — из-за этого ученые когда-то считали их инертными кристаллами. Эти «кристаллы» по-разному выглядят внешне — могут быть шарообразными, спиралевидными, продолговатыми. Но, по сути, любые вирусы — это просто оболочка, внутри которой находится генетический материал в виде молекул ДНК или РНК. Это «или» — важное отличие вируса от нас, живых существ: в наших клетках всегда имеется и то, и другое: и ДНК, и РНК. А вот что у нас с вирусом общее, так это стремление размножить свой генетический материал. Для этого вирусы и должны попасть в живую клетку. Бывает, что вирусный геном просто встраивается в хозяйскую ДНК, и могут пройти годы, прежде чем вирус «проснется». А если вирус попал в половые клетки и интегрировался в хромосомы, то он будет передаваться и потомкам хозяина. В человеческом геноме очень много таких включений (примерно 8%), полученных миллионы лет назад в ходе эволюции. Некоторые из них постепенно разрушаются, а другие оказались полезными для нас и участвуют в физиологических процессах. Например, в 2018 году ученые выяснили, 3 что важнейшую роль в формировании нашей долговременной памяти играет ген вирусного происхождения.

    Но что, если вирус прятаться не хочет, а жаждет деятельности? Тогда его генетический материал фактически перехватывает командование в живой клетке: заставляет множить свои копии, которые проникают во все новые и новые ткани и органы. И во время этой «штамповки» происходит процесс, благодаря которому вирусы и приобрели репутацию коварных убийц. Новые вирусы не получаются 100-процентными копиями — какая-нибудь да выходит с «ошибкой», т. е. слегка измененным геномом. Это вирусные мутации, которые помогают микроорганизму выживать, несмотря на усилия организма, который активно сражается с инфекцией. Из-за мутаций вирусы могут выглядеть иначе и обманывать иммунную систему — ей приходится заново с ним знакомиться и разрабатывать стратегию борьбы. Такой уловкой активно пользуются вирусы гриппа, которые мутируют непрерывно и каждый год приходят к нам в виде новых штаммов. Но самая удачная ситуация для вируса — оказаться в одной клетке со своими «коллегами» другого вида: например, когда встречаются вирусы человека, птицы и обезьяны. Тогда они могут обменяться целыми кусками генома, и в результате получится принципиально новый штамм, мощный и опасный мутант, которого не остановят даже межвидовые барьеры — он сможет сначала заразить животное, а потом человека. Такие вирусные эксперименты, как правило, случаются в жарких перенаселенных странах, где все не очень хорошо с санитарией, а люди чаще контактируют с дикими и сельскохозяйственными животными. Поэтому мы так часто слышим, что в Юго-Восточной Азии вспыхнула новая инфекция.

    Бактерии

    В отличие от вирусов, бактерии — самые что ни на есть живые организмы, хотя и тоже очень маленькие (длиной до 10 мкм, то есть одной сотой метра). Они одноклеточные, но одна эта клетка может имеет разные формы: бактерии бывают круглыми, в виде палочек, звездочек или кубиков, есть даже гофрированные и С-образной формы. По строению бактерии сложнее, чем вирусы — у них есть клеточная стенка, внутриклеточные структуры, органеллы, жгутики для передвижения. Они самостоятельно живут и размножаются (с помощью простого деления).

    Бактерии — одни из первых обитателей Земли, и они же самые вездесущие — их находят даже там, где вообще никому не выжить. Бактериям не страшен ни холод, ни кислые источники, где температура воды почти 100° С. Они живут и в Мертвом море, и в нижнем слое стратосферы, и в Марианской впадине, и даже в радиоактивных отходах. Учеными описано примерно 10 тыс. видов бактерий, но на самом деле их гораздо больше. Первым бактерии увидел голландский ученый Антони ван Левенгук в 1676 году. Он хотел выяснить, почему жгучий перец раздражает язык, и решил изучить перечную настойку под микроскопом. Каково же было удивление натуралиста, когда в крошечной капле он увидел движущихся существ! Левенгук назвал их «анимакули» и стал искать повсюду: в дождевой воде, на одежде, в соскобе с собственных зубов. О своих наблюдениях он рассказал в письме к Лондонскому королевскому обществу по развитию знаний о природе. Но настоящий интерес к открытию Левенгука проснулся гораздо позже, ближе к середине XIX века, когда начала развиваться клеточная теория.

    Микробы

    Когда вы говорите ребенку, что вокруг полно микробов, вы не ошибаетесь. Микробы, или микроорганизмы — это собирательное название всего живого, что меньше 0,1 мм и не видно невооруженным глазом. К ним относят простейших (микроскопических одноклеточных животных), бактерий и крошечные грибки, а также вирусы (с этим согласны не все ученые, т. к. вирусы — все же не живые организмы). В термине «микроб» объединились греческое μικρό (маленький) и βίος — жизнь. Большинство микробов состоят из одной клетки, но есть среди них и многоклеточные.

    Что опаснее — вирусы или бактерии?

    А вот на этот вопрос ответить невозможно: вирусы и бактерии могут быть и опасными, и безвредными в зависимости от ситуации. Большинство людей спокойно переносят сезонный грипп — ежегодные вирусные заболевания, но в начале ХХ века испанский грипп унес, по разным оценкам, 3-5% населения Земли. Страшные эпидемии прошлого — чума, холера, оспа — вызывались бактериями, но мы спокойно контактируем с миллионами других бактерий каждый день. Новая коронавирусная инфекция к началу июля 2021 года охватила уже более 182 млн человек во всем мире, при этом практика показывает, что, будучи по началу высокопатогенными, новые вирусы со временем становятся менее опасными. Как видите, опасность, которую несут вирусы или бактерии, зависит от их «видовых» характеристик. Что же касается противостояния вирусам и бактериям, в обоих случаях есть сложности.

    Если вирус уже проник в клетку, его невозможно убить — можно только ждать, что организм с ним справится. Поэтому лучший способ борьбы с инфекцией — не допустить заражения. Для этого существует вакцинация: во время прививки иммунитет знакомится с вирусом и заранее разрабатывает стратегию борьбы. Именно с помощью вакцин люди победили вирусные болезни, от которых когда-то не было спасения. Если сегодня мы вдруг начнем массово отказываться от прививок, то рискуем вернуться в прошлое — нас снова начнут поражать почти забытые заболевания: оспа, корь, столбняк и т. д. Однако в случае с часто мутирующими вирусами прививки помогают не всегда. Вакцина может быть эффективна против одного штамма, но бесполезна против другого, нового. Именно поэтому ученые обратили свое внимание на возможности иммунитета. Его главное оружие в борьбе с вирусами — белки интерфероны, которые организм вырабатывает в ответ на вторжение. Они обладают неспецифическим действием, то есть действуют на широкий спектр вирусов. Интерфероны были созданы в процессе эволюции, на настоящий момент являясь неотъемлемой частью противовирусного иммунитета. Однако интерферона может быть недостаточно, это происходит по разным причинам: детский и пожилой возраст, наличие сопутствующих заболеваний, беременность и другие. Именно в таких случаях специалисты могут рекомендовать препараты на основе интерферона, такие как Виферон.

    Бороться с опасными бактериями люди тоже давно научились — с помощью антибиотиков (обратите внимание: на вирусы они не действуют, поскольку разработаны для совершенно иной формы жизни!). Но тут другая проблема: к ним у бактерий со временем вырабатывается устойчивость. И чем чаще мы их используем, тем больше становится бактерий, которые к ним совсем не чувствительны. Например, к пенициллину, с которого когда-то и началась история антибиотиков, сегодня бактерии уже равнодушны. А прошло все 80 лет с момента его первого применения. Новые антибиотики тоже разрабатываются, но это очень долгий и дорогой процесс, поэтому чаще модифицируются уже имеющиеся лекарства.

    Какие болезни вызываются вирусами?

    Среди всех изученных вирусов (а это около 6000), болезнетворна совсем небольшая часть. Вирусные болезни человека — грипп, корь, оспа, полиомиелит, свинка, краснуха, герпес, инфекционный мононуклеоз, гепатит, энцефалит, СПИД и т. д. У животных — ящур, чума, бешенство. У растений — различные мозаичные болезни и желтухи. В основном же вирусы не приносят вреда или приносят пользу. Среди них для нас самые важные — вирусы, которые поражают только бактерии: их называют бактериофагами, то есть «пожирателями бактерий». Их используют в сельском хозяйстве — для защиты животных и растений от бактериальных болезней. Также есть предположение, что вирусы помогают жвачным животным превращать целлюлозу в сахара, которые затем становятся молоком или участвуют в наборе массы. Еще одна заслуга фагов — регуляция количества бактерий в океане. Микроорганизмы, которые там обитают, производят почти половину земного кислорода. Если какой-то один вид бактерий вдруг начнет бесконтрольно размножаться, нарушится вся пищевая цепочка, и множество видов просто не выживет. Некоторые вирусы стали важным компонентом симбиотических систем — природных «партнерств», в которых организмы разных видов помогают друг другу. Например, на горячей почве вблизи гейзеров в Йеллоустонском национальном парке (США) растет трава, 4 которая выживает в экстремальных условиях только благодаря грибу, зараженному определенным вирусом. А есть вирусы, которые замедляют развитие опасных болезней у человека: например, у людей, зараженных гепатитом G, легче протекает другая инфекция — лихорадка Эбола, тоже вирусное заболевание. И от бактериальных инфекций вирусы тоже можно применять: в СССР это практиковали еще в 1920-х годах. Сегодня бактериофагов «дрессируют» даже на уничтожение рака — это называется онколитическая вирусная терапия. Как видите, уничтожать вирусы подчистую — плохая идея с учетом пользы, которую они приносят. Кроме того, это невозможно даже теоретически: чтобы разработать универсальный вирусный яд, надо прежде изучить абсолютно все вирусы. В ближайшей перспективе это невозможно.

    Какие болезни вызываются бактериями?

    Как и вирусы, бактерии 5 могут быть безопасными для живых организмов или болезнетворными. Такие бактерии-паразиты попадают в организм и начинают питаться за его счет, активно размножаются, повреждая клетки и отравляя их продуктами своей жизнедеятельности. Так и начинается заболевание. У человека бактерии вызывают туберкулез, коклюш, менингит, чуму, тиф, столбняк, холеру, дифтерию, фурункулез, стрептококковую ангину. У животных — бруцеллез, сибирскую язву. У растений подобная инфекция вызывает гнили, ожоги, пятнистости, увядание. Но полезных бактерий все-таки тоже гораздо больше. Например, миллионы бактерий населяют наш кишечник, кожу, даже дыхательные пути. Они называются микробиотой, и ее баланс очень важен для сохранения здоровья: она создает условия, в которых вредные микроорганизмы жить не смогут. Две группы таких бактерий вы точно знаете: это бифидо- и лактобактерии, которые живут в кишечнике.

    Как уберечься от вирусов и бактерий?

    Мир населен огромным количеством бактерий и вирусов, и избавиться от них полностью невозможно, да и неразумно — ведь без них не сможем существовать и мы сами. Но предотвратить вирусное или бактериальное заболевание в повседневной жизни возможно. Надо только придерживаться правил:

    Вирусные заболевания

    Назад Вперёд

    Цели урока:

    • Развивать личностные УУД через формирование понятия “вирус”, “вирион”, “вирусные заболевания”, “вирусология”, расширение знаний суворовцев о вирусных заболеваниях растений, животных и человека. Показать опасность вирусных заболеваний, обосновать необходимость знаний о вирусных заболеваниях с целью их профилактики, о роли науки вирусологии для борьбы с вирусными заболеваниями.
    • Развивать регулятивные и познавательные УУД через умения управлять познавательной и учебной деятельностью посредством самостоятельной постановки проблемы и путей ее разрешения, структурирования изучаемого материала, работы с дополнительной литературой, умения выступать с сообщениями, ставить вопросы, проводить оппонирование.
    • Развивать коммуникативные УУД, обеспечивающие возможности сотрудничества: умения слышать, слушать и понимать партнера, контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

    Методические цели: показать методические приемы формирования гражданственности у учащихся на уроке-конференции по биологии.

    Материальное обеспечение урока: презентация, ИАД, раздаточный материал, сообщения суворовцев.

    Форма урока: урок конференция.

    Ход урока

    I. Оргмомент (30 сек). Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

    II. Активация знаний учащихся (3 мин).

    Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы (слайд 2):

    Каковы особенности вирусов?

    Как вирусы функционируют в клетках?

    Так как все вирусы являются внутриклеточными паразитами, то они вызывают заболевания у всех клеточных существ: бактерий, растений, животных.

    III. Мотивационно-ориентационный этап (4 мин).

    Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Так, например, от СПИДа погибли многие известные личности: великий танцор Рудольф Нуриев, знаменитый американский писатель фантаст Айзек Азимов, Актер Энтони Перкинс, знаменитый теннисист Артур Эш и многие другие (слайд 3).

    Одним из известных людей 20 века, который погиб от СПИДа, был солист группы Queen. (Сообщение суворовцев, слайды № 4 – 8, приложение 1).

    Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).

    Проблемный вопрос: “Как избежать вирусных заболеваний? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам?”.

    Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

    Цель: узнать опасность, способы инфицирования вирусными заболеваниями растений, животных и человека и меры их профилактики.

    Класс делится на три группы, которые получают задания для обсуждения в конце урока (слайды № 9 – 10).

    1. “Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка”.
    2. “Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции”.
    3. “Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно – опасно”.

    После завершения работы, группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

    Заслушивается выступающий от каждой группы.

    IV. Изучение нового материала (25 мин).

    Вирусные заболевания растений и бактерий

    (Сообщения суворовцев, слайды № 11 — 15).

    У растений вирусы вызывают — мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; у бактерий — их распад [3], (приложение 2).

    Вирусные заболевания животных

    (Сообщения суворовцев, слайды № 16 – 17, приложение 2).

    У животных вирусы вызывают чуму, бешенство, ящур и другие.

    Вирусные заболевания человека

    У человека вирусы вызывают такие заболевания, как оспа, корь, паратит, грипп, ОРВИ, краснуха, герпес, гепатит, СПИД и другие. (Сообщения суворовцев, слайды №18 – 26, приложение 2).

    СПИД – чума XXI века. (Сообщения суворовцев, слайды №27 – 34).

    Проблема: “Как предотвратить эпидемию СПИДа в России?”

    С чего всё началось?

    Начало истории СПИДа — 1978 год — условно, поскольку некоторые ученые считают, что ВИЧ перешел от обезьян к людям в период между 1926 и 1946 годами. Более того, результаты недавних исследований указывают на то, что этот вирус мог впервые появиться в человеческой популяции еще в 17-м веке, но утвердился в Африке как эпидемический штамм лишь в 30-х годах 20-го века. Старейший в мире образец крови человека, содержащий ВИЧ, относится к 1959 году — в этом году африканский пациент из Конго, у которого была взята кровь, умер от СПИДа.

    В нашей стране история СПИДа начинается с 1987, и развитие её сначала не предвещало ничего зловещего. По 1 июля 1997 г. ВИЧ-инфекция найдена у 4830 человек, из них у 259 — диагноз СПИД.

    Впервые СПИД был официально зарегистрирован Национальным Центром контроля инфекционных заболеваний США 5 июня 1981 г.

    По данным ВОЗ на конец 2000 года:

    — умерло 22 млн. человек;

    • В 2003 году в мире инфицировано ВИЧ около 40 млн. человек.
    • За последние 2 года инфицировано ВИЧ 15 млн. человек.
    • Более 24 млн. уже умерло от ВИЧ – инфекции.
    • Каждый день более 16000 человек заражается ВИЧ, из них 7000 – молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет.

    Перед вами таблица “СПИД. Его не видно, но он рядом”

    Люди, зараженные ВИЧ, называются “ВИЧ-инфицированными”.

    То есть, вирус может передаваться только:

    -при любом проникающем сексуальном контакте без презерватива;

    -при прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;

    -при использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков;

    -через укусы насекомых и животных;

    Остается распространенным путь передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности, родов или периода вскармливания грудным молоком. Инфицированная ВИЧ женщина может родить как зараженного ВИЧ, так и здорового ребенка. По статистике, из 100 детей, которые родились у ВИЧ инфицированных женщин, в среднем, подвергаются заражению 30% детей, из них от 5 до 11% заражаются внутриутробно, 15% — во время родов, 10% — при вскармливании грудью, и в 70% случаев ребенок не инфицируется. До того момента, пока ребенку не исполнится 3 года, диагноз не ставится. Это объясняется тем, что антитела к ВИЧ матери сохраняются в крови ребенка три года, и если они впоследствии исчезают, то ребенок считается ВИЧ отрицательным, если же появляются его собственные антитела, то фиксируется инфицирование, и ребенок считается ВИЧ положительным. ВИЧ передается тремя путями: при половом контакте, через кровь зараженного человека, либо от инфицированной матери — ребенку.

    • Укус комара.
    • Пользование общественным туалетом.
    • Поцелуй в щеку.
    • Уход за больным СПИДом.
    • Пользование чужой зубной щеткой.
    • Нанесение татуировки.
    • Прокалывание ушей.
    • Множественные половые связи.
    • Переливание крови.
    • Укус постельного клопа.
    • Плавание в бассейне.
    • Объятия с больным СПИДом.

    “Почему необходима регулярная диспансеризация населения?”

    Защита от вирусов. Наука вирусология

    (Сообщения суворовцев, слайды №35 – 39)

    Вирусология – наука о вирусах, изучающая их строение, биохимию, систематику и значение. Задачи: обнаружение новых, ранее не исследованных возбудителей болезней человека, животных и растений, определение способов борьбы с вирусами и профилактика заражения ими. Эдуард Дженнер – английский сельский врач (1798 год) положил начало массовому применению прививок и методам вакцинации.

    Время рождения современной вирусологии – 50 годы ХХ века, когда была создана вакцина против полиомиелита, разработаны методы непрерывного культивирования штаммов живых человеческих клеток in vitro. Так была найдена биологическая система для выращивания вируса в больших количествах для изучения и массового производства вакцины. Развитие электронной микроскопии позволило изучать морфологическую и химическую структуру вирусов, механизм их размножения и взаимодействия с клеткой-хозяином. Исследования в области цитологии, молекулярной биологии и генетики способствовали развитию вирусологии.

    • найти доступные и эффективные средства борьбы с вирусными заболеваниями;
    • создание препаратов длительного и профилактического действия, защищающих организм от инфекции;
    • выяснение роли скрытых вирусных инфекций и вирусоносительства;
    • исследование возможностей вирогении для решения задач генной инженерии.

    V. Подведение итогов (2 мин.)

    Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока, цель и проблемный вопрос, который мы сегодня с вами поставили: (слайд 40)

    Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что надо знать, чтобы избежать вирусных заболеваний?

    • Вирусы – неклеточные формы жизни.
    • Вирусы внутриклеточные паразиты и вызывают серьезные заболевания у растений, животных и человека.
    • Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют.
    • Могут долгое время находится в скрытой форме.
    • Для профилактики вирусных заболеваний надо укреплять иммунитет.
    • Проходить вакцинацию.
    • Проходить диспансеризацию.
    • При возможности заражения СПИДом сдать кровь на анализ, можно в любой поликлинике анонимно.

    Вывод: Вирусы — суперпаразиты, достигшие крайней степени паразитизма: они могут существовать и размножаться только в клетке другого организма и вызывают в нем заболевания. (Слайд №41), [1].

    Но вирусы — и все об этом знают,
    Среди других живут и процветают —
    Печальная реальность такова!
    Грозит нам СПИД — себя как уберечь?!
    И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
    Как сделать, чтобы затупился меч,
    А щит непробиваемым остался!
    Оглянемся назад!
    Природа словно в прятки,
    Играет с человеческой судьбой.
    И любит нам загадывать загадки,
    Одну сложней загадку, за другой!
    Как будто бы на прочность испытанье
    Проходит у Природы род людской,
    И рассыпает щедрою рукой
    Она на человечество страданья.
    И наблюдает, не спуская глаз,
    А выживет ли он на этот раз?!
    Но выжил, победил чуму и оспу,
    Холеру и дифтерию победил,
    И жизни нить достойно утвердил,
    Хоть было это и совсем, совсем не просто!
    Столетьями, приумножая знанья,
    От века к веку становясь мудрей,
    Поднялся человек до пониманья,
    Предназначенья миссии своей.
    Она проста! Мы жить с Природой в мире
    Обязаны, ее не покорять!

    VI. Закрепление. (5 минут)

    В качестве закрепления обсуждение вопросов, полученных для групп. (Слайд 42).

    VII. Рефлексия (30 сек) (Слайд 44).

    И в завершение нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

    — Сегодня я узнал .

    VIII. Задание на с/п: параграф 35, провести мини-исследование по вопросу: “Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?”

    Завершить наш урок я хотела бы словами “Всемирная хартия о природе”, принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

    “Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека”

    Источник https://septolit.ru/blogs/novosti/chto-takoe-virusy

    Источник https://viferon.su/vse-o-virusax-i-bakteriyax-prostymi-slovami/

    Источник https://urok.1sept.ru/articles/654245

    Читать статью  22 растения, которые помогут защитить сад от вредителей
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: